После расчета экономии или, наоборот, увеличения издержек на уровне отрасли, представляется целесообразным попытаться оценить другие потенциальные макроэкономические последствия введения технического регламента, например, такие как:
- рост объема производства данной отрасли или отраслей-поставщиков или потребителей производимой продукции,
- увеличение инвестиций,
- внедрение инноваций,
- рост экспорта и/или импортозамещение и др.
При этом надо быть достаточно аккуратными: все макроэкономические тенденции есть функции от многих переменных, поэтому следует делать соответствующие оговорки: при прочих равных условиях, при осуществлении таких-то запланированных мер экономической политики и т.п.
Оценка макроэкономических последствий введения технического регламента возможна в двух формах: количественной и качественной. Количественная оценка, безусловно, является предпочтительной, но в случае ограниченности имеющихся данных, объективной сложности существующей системы, взаимодействия внутри которой определяются многими факторами, можно ограничиться качественным описанием последствий принятия технического регламента для экономики. Источниками информации для количественной оценки могут быть данные Росстата, данные федеральных органов исполнительной власти, данные отраслевых ассоциаций, опросов участников рынка (сплошные или выборочные), данные по другим странам (в том числе результаты расчетов).
Качественная оценка макроэкономических последствий принятия технического регламента представляет собой текстовое описание ожидаемых результатов, без их представления в численной форме. Некоторые макроэкономические последствия являются сами по себе нематериальными и посему неизмеримыми в денежной форме, такие, например, как повышение уровня определенности правил, которыми руководствуется бизнес в своих действиях, снижение давления на бизнес со стороны чиновников, улучшение инвестиционного климата и т.п.
Качественная оценка также может базироваться на экспертных оценках. В частности, можно указать на качественном уровне следующие эффекты:
- создание условий для облегчения экспорта (указывается, почему принятие технического регламента будет этому способствовать);
- создание условий для привлечения инвестиций (указывается, почему принятие технического регламента будет этому способствовать);
- ожидаемое воздействие на инновации.
В целом для целей определения макроэкономических последствий принятия технического регламента по мере доступности информации может использоваться весь спектр экономических инструментов: от экспертных оценок, полученных в результате опросов представителей различных групп, до сложных эконометрических моделей.
Пример 6: Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О парфюмерно-косметической продукции и ее производстве"
По оценкам экспертов, развитие российского парфюмерно-косметического рынка будет зависеть от того, насколько благоприятное (или, наоборот, неблагоприятное) воздействие на него будет оказывать реформа системы технического регулирования.
Как ожидается, в среднесрочной перспективе рост рынка в долларовом выражении будет составлять от 10% до 15% в год при условии введения уведомительного порядка размещения парфюмерно-косметической продукции на рынке, ликвидации системы дорыночного контроля безопасности продукции. Ряд экспертов не исключает, что при наиболее благоприятных условиях не исключен рост объема рынка на 20% в год. В случае реализации любого из этих сценариев следует ожидать существенного роста финансовых поступлений в госбюджет.
Иные тенденции будут действовать в случае сохранения системы разрешительного размещения продукции на рынке и дорыночного контроля ее безопасности. В этом случае рост объемов рынка может составить не более 3-6%, однако не исключены будут и стагнационные процессы.