Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов (не применяется на основании приказа Минпромторга России от 21.07.2017 N 2380)

IV. Формирование требований безопасности

14. Для задания требований безопасности к каждому ОТР и всех свойств, для которых уровень риска был определен как недопустимый, анализируются сценарии действия этих опасных свойств, рассмотренные в п.12, на предмет определения той части сценария, в которой задание требований безопасности будет максимально эффективным.

После формирования содержания требования проводится анализ и оценка риска опасного фактора с учетом выполнения сформированного требования с тем, чтобы определить достаточно ли снизился уровень риска.

14.1. Способы задания требований

Принципиально важно, чтобы разработчик технического регламента определился со способом задания минимально необходимых требований к продукции. Требования к продукции в технических регламентах могут задаваться следующими способами:

- конкретными значениями показателей непосредственно;

- общими требованиями, качественно однозначно определяющими необходимый уровень безопасности.

14.1.1. Первый способ задания требований к продукции целесообразно использовать в следующих случаях, если:

государство заинтересовано в реализации единой технической политики, выраженной в задании конкретных требований безопасности, распространяющихся на конкретный сектор рынка;

для продукции, подпадающей под действие технических регламентов, отсутствует доказательная база соответствия в виде гармонизированных с данным регламентом национальных стандартов;

степень гармонизации национальных стандартов с международными стандартами невелика и (или) на базе их не обеспечивается необходимый уровень безопасности;

технические требования малоинвариантны по отношению к научно-техническому прогрессу и слабо изменяются во времени.

14.1.2. Второй способ задания требований связан с установлением общих требований, которые можно рассматривать как правовые нормы с учетом того, что технический регламент принимается федеральным законом или постановлением правительства страны. Целесообразно, чтобы с этой целью разработчик технического регламента провел анализ:

директив ЕС и технических регламентов других стран в этой области;

международных стандартов в этой области;

национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, подпадающую под действие технического регламента;

нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к отдельным свойствам продукции, подпадающей под действие технического регламента.

Таким образом, могут быть сформулированы минимально необходимые и исчерпывающие требования к продукции путем установления требований, которые определяют цель обеспечения безопасности, но не конкретизируют способы их обеспечения. Например, при задании требований безопасности к машинам и оборудованию, вместо того чтобы устанавливать конкретные значения предельных деформаций при определенных нагрузках, целесообразно установить требование, связанное с отсутствием деформаций, превышающих некоторые предельные допустимые значения, определяющиеся конкретными условиями. При этом предельные допустимые значения деформаций непосредственно устанавливаются в национальных стандартах, перечень которых согласно пункту 9 статьи 16 Федерального закона должен быть определен Национальным органом по стандартизации.

При задании требований к продукции в техническом регламенте следует исходить из возможности их подтверждения и проверки путем использования действующих методов исследований (испытаний) и измерений, на которые дана ссылка в пункте 11 статьи 7 Федерального закона.

В данный раздел технического регламента рекомендуется включать также положения, содержащие требования к содержанию информации для пользователя продукции, включая маркирование, этикетирование, эксплуатационную документацию. Так, например, в эксплуатационной документации кроме правил эксплуатации (применения) продукции по назначению целесообразно предусмотреть случаи возможного предсказуемого неправильного использования.

Данный раздел может дополняться положениями, устанавливающими требования безопасности продукции, связанные с различными стадиями ее жизненного цикла, если на этих стадиях проявляются специфические риски причинения вреда. Пример задания требований безопасности продукции на стадиях ее жизненного цикла приведен в п.15 настоящих Методических рекомендаций.

Это относится не только непосредственно к продукции, но и к связанным с ней процессам (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации). При задании требований к этим процессам в первую очередь следует исходить из предназначения таких требований - обеспечивать заданный техническим регламентом уровень безопасности производимой продукции, а также охрану окружающей среды в процессе производства.

Что касается безопасности работников, задействованных в процессе, то эти вопросы должны решаться, как правило, в рамках законодательства об охране труда, на которое следует дать ссылку в техническом регламенте.

Если уровень риска снижен недостаточно, то формируются новые требования безопасности, которые опять также проверяются с помощью оценки риска. Если уровень риска снижен достаточно, то с помощью приведенной в Методических рекомендациях по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности многокритериальной оценки проводится проверка соответствия:

- интересам национальной экономики;

- уровню развития материально-технической базы;

- уровню научно-технического развития;

- уровню гармонизации с международно признанными нормами и правилами.

Если предлагаемое требование не соответствует указанным условиям, то формируется другое требование, которое также с помощью указанной многокритериальной оценки проверяется на соответствие. Процесс продолжается до получения приемлемого компромиссного решения.