14. Для задания требований безопасности к каждому ОТР и всех свойств, для которых уровень риска был определен как недопустимый, анализируются сценарии действия этих опасных свойств, рассмотренные в п.12, на предмет определения той части сценария, в которой задание требований безопасности будет максимально эффективным.
После формирования содержания требования проводится анализ и оценка риска опасного фактора с учетом выполнения сформированного требования с тем, чтобы определить достаточно ли снизился уровень риска.
14.1. Способы задания требований
Принципиально важно, чтобы разработчик технического регламента определился со способом задания минимально необходимых требований к продукции. Требования к продукции в технических регламентах могут задаваться следующими способами:
- конкретными значениями показателей непосредственно;
- общими требованиями, качественно однозначно определяющими необходимый уровень безопасности.
14.1.1. Первый способ задания требований к продукции целесообразно использовать в следующих случаях, если:
государство заинтересовано в реализации единой технической политики, выраженной в задании конкретных требований безопасности, распространяющихся на конкретный сектор рынка;
для продукции, подпадающей под действие технических регламентов, отсутствует доказательная база соответствия в виде гармонизированных с данным регламентом национальных стандартов;
степень гармонизации национальных стандартов с международными стандартами невелика и (или) на базе их не обеспечивается необходимый уровень безопасности;
технические требования малоинвариантны по отношению к научно-техническому прогрессу и слабо изменяются во времени.
14.1.2. Второй способ задания требований связан с установлением общих требований, которые можно рассматривать как правовые нормы с учетом того, что технический регламент принимается федеральным законом или постановлением правительства страны. Целесообразно, чтобы с этой целью разработчик технического регламента провел анализ:
директив ЕС и технических регламентов других стран в этой области;
международных стандартов в этой области;
национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, подпадающую под действие технического регламента;
нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к отдельным свойствам продукции, подпадающей под действие технического регламента.
Таким образом, могут быть сформулированы минимально необходимые и исчерпывающие требования к продукции путем установления требований, которые определяют цель обеспечения безопасности, но не конкретизируют способы их обеспечения. Например, при задании требований безопасности к машинам и оборудованию, вместо того чтобы устанавливать конкретные значения предельных деформаций при определенных нагрузках, целесообразно установить требование, связанное с отсутствием деформаций, превышающих некоторые предельные допустимые значения, определяющиеся конкретными условиями. При этом предельные допустимые значения деформаций непосредственно устанавливаются в национальных стандартах, перечень которых согласно пункту 9 статьи 16 Федерального закона должен быть определен Национальным органом по стандартизации.
При задании требований к продукции в техническом регламенте следует исходить из возможности их подтверждения и проверки путем использования действующих методов исследований (испытаний) и измерений, на которые дана ссылка в пункте 11 статьи 7 Федерального закона.
В данный раздел технического регламента рекомендуется включать также положения, содержащие требования к содержанию информации для пользователя продукции, включая маркирование, этикетирование, эксплуатационную документацию. Так, например, в эксплуатационной документации кроме правил эксплуатации (применения) продукции по назначению целесообразно предусмотреть случаи возможного предсказуемого неправильного использования.
Данный раздел может дополняться положениями, устанавливающими требования безопасности продукции, связанные с различными стадиями ее жизненного цикла, если на этих стадиях проявляются специфические риски причинения вреда. Пример задания требований безопасности продукции на стадиях ее жизненного цикла приведен в п.15 настоящих Методических рекомендаций.
Это относится не только непосредственно к продукции, но и к связанным с ней процессам (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации). При задании требований к этим процессам в первую очередь следует исходить из предназначения таких требований - обеспечивать заданный техническим регламентом уровень безопасности производимой продукции, а также охрану окружающей среды в процессе производства.
Что касается безопасности работников, задействованных в процессе, то эти вопросы должны решаться, как правило, в рамках законодательства об охране труда, на которое следует дать ссылку в техническом регламенте.
Если уровень риска снижен недостаточно, то формируются новые требования безопасности, которые опять также проверяются с помощью оценки риска. Если уровень риска снижен достаточно, то с помощью приведенной в Методических рекомендациях по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности многокритериальной оценки проводится проверка соответствия:
- интересам национальной экономики;
- уровню развития материально-технической базы;
- уровню научно-технического развития;
- уровню гармонизации с международно признанными нормами и правилами.
Если предлагаемое требование не соответствует указанным условиям, то формируется другое требование, которое также с помощью указанной многокритериальной оценки проверяется на соответствие. Процесс продолжается до получения приемлемого компромиссного решения.