Действующий

О рассмотрении "Методики расчета электромагнитной совместимости земных станций фиксированной спутниковой службы и радиорелейных станций фиксированной службы гражданского назначения в полосах частот совместного использования от 1 ГГц до 40 ГГц"

4.5. Расчет множителя ослабления при дальнем тропосферном распространении радиоволн


Если препятствия на трассе вызывают значительное ослабление уровня сигнала, следует определять значение множителя ослабления как за счет дифракции радиоволн, так и за счет ДТР [20].

Значение множителя ослабления при ДТР зависит от эквивалентного расстояния

, км,                                                            (4.5.1)

где R - выражено в км, =8500 км, и и - углы закрытия (открытия) в конечных пунктах трассы, выраженные в радианах (рис.4.5.1). Значения углов и берутся со знаком "плюс", если вершина препятствия находится выше горизонтальной плоскости, и со знаком "минус", если препятствие находится ниже этой плоскости (угол открытия). Под горизонтальной плоскостью понимается плоскость, проходящая через центр антенны перпендикулярно радиусу Земли.

Рис.4.5.1./ Геометрия трассы при ДТР радиоволн



Углы определяются с помощью профиля трассы, построенного для а=8500 км, по формулам:

, рад,                                             (4.5.2.)


, рад,                                             (4.5.3)

где , - высоты соответственно центра антенны и препятствия, которого касается линия AC или CB над условным уровнем отсчета (уровнем моря), км; - расстояние от конечной точки трассы до наивысшей точки препятствия, км (рис.4.5.1).

Примечание 4.5.1 - При отсутствии информации о профиле местности трассу следует считать "сферической", а углы закрытия определяются как .

Зависимости множителя ослабления V(t), превышаемого в t% времени наихудшего месяца, от и оказываются различными для сухопутных, морских и приморских трасс.

При этом считается, что:

- сухопутные трассы - трассы, удаленные от морского побережья на расстояние более 100 км;

- морские трассы - трассы, проходящие полностью над морем;

- приморские (прибрежные) трассы - трассы, проходящие над сушей в прибрежной полосе не далее 100 км от береговой линии.

Вся территория России и прилегающие к ней территории сопредельных государств разделяется по принципам формирования ДТР на пять основных Зон.

К трассам, располагающимся в Зоне 1, относятся все сухопутные трассы, за исключением трасс в горных районах. Наихудший месяц для трасс данной зоны будет приходиться на летний период.

К территориям Зоны 2 относятся горные районы.

Примечание 4.5.2 - Ввиду отсутствия надежных экспериментальных данных по аномальному ДТР радиоволн в горах расчет множителя ослабления для горных трасс проводится также как и для сухопутных трасс. Также условно считается, что горные районы являются частью территорий Зоны 1.

Зона 3 формируется акваториями морей Северного Ледовитого океана. Наихудший месяц с точки зрения возможности появления больших уровней мешающих сигналов - июль, август.

К Зоне 4 относятся территории в акваториях морей умеренных широт: Балтийского, Охотского и северной части (>50°с.ш.) Японского морей. Наихудший месяц с точки зрения появления аномально высоких уровней помех ДТР радиоволн для этих морей может быть различным, но приходится на летний период.

К Зоне 5 относятся акватории Черного, Азовского, Каспийского, а также южной части (<50°с.ш.) Японского морей. Для этой зоны характерна наибольшая вероятность аномально высоких уровней сигналов и максимальная длительность периода их возникновения. Аномально высокие уровни сигналов ДТР наблюдаются практически весь весенне-летний период.

В особый вид территорий - приморские зоны, следует выделять участки суши, примыкающие к акваториям различных морей и занимающие полосу 100 км вдоль берега моря (рис.П5.2 Приложения 5).