Недействующий

О внесении изменения в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений
в статью 72 Земельного Кодекса Российской Федерации"


Согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Аналогичное положение имеется в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, и полномочия в сфере земельного контроля, осуществляемые по общему правилу органами местного самоуправления, в городах федерального значения могут осуществляться, по логике указанных федеральных законов, органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В то же время, статья 72 Земельного кодекса не указывает на установление таких особенностей осуществления этого контроля в городах федерального значения, при том, что в других случаях, где такие особенности разграничения полномочий в сфере земельных отношений имеются, на это дается прямое указание Земельного кодекса (пункт 4 статьи 19, пункт 10 статьи 31, пункт 2 статьи 83 и так далее). В такой ситуации отсутствии прямого указания в статье 72 Земельного кодекса на возможность осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти городов федерального значения может быть истолковано как отсутствие такой возможности.

При этом предусмотренный статьей 71 Земельного кодекса государственный земельный контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами, имеет четкие параметры по субъектам и объектам такого контроля, определенные Положением о государственном земельном контроле, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833. Нормы статьи 71 Земельного кодекса не дают правовых оснований для осуществления органами государственной власти городов федерального значения тех функций, которые по общему правилу осуществляются в рамках муниципального земельного контроля.

Поскольку единство системы земельного контроля на территории города федерального значения является элементом обеспечения городского хозяйства, а кроме того, в большей степени гарантирует права граждан и юридических лиц при проведении контрольных мероприятий, предлагается прямо предусмотреть возможность осуществления полномочий в сфере земельного контроля в городах федерального значения органами государственной власти этих субъектов.