КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2005 года
Об организации работы по соблюдению прав лиц,
содержащихся в местах лишения свободы
Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что Федеральной службой исполнения наказаний проделана определенная работа по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
В настоящее время в местах лишения свободы содержится 808,5 тыс. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, в том числе в следственных изоляторах - 145,5 тыс. (156,6 тыс. человек с учетом помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов), в тюрьмах - 3,2 тыс., в исправительных учреждениях - 651,9 тыс. осужденных, из них в воспитательных колониях - 14,8 тыс. несовершеннолетних. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 600,3 тыс. человек. С 1 января 2005 года исполняются наказания в виде обязательных работ.
_______________
Далее - СИЗО.
Далее - ПФРСИ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2005 года N 796 организована работа по передаче следственных изоляторов ФСБ России в состав уголовно-исполнительной системы.
В 2005 году принято 5 федеральных законов и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества.
_______________
Далее - УИС.
Приняты дополнительные организационные меры в этой сфере деятельности. Разработан и реализован план мероприятий ФСИН России, направленный на улучшение состояния дел по соблюдению законности и прав человека в местах лишения свободы. В ведомственные нормативные правовые акты включены новые положения, касающиеся регламентации порядка обеспечения установленных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Введены новые улучшенные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также повышенные нормы вещевого довольствия.
Работа управлений ФСИН России по федеральным округам переориентирована на выполнение функций регионального контроля, в том числе за соблюдением законности и прав человека. Расширены полномочия помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. На базе высших образовательных учреждений ФСИН России личный состав обучается по специальной программе "Обеспечение прав человека в уголовно-исполнительной системе". С этой же тематикой проведены Всероссийское совещание с начальниками следственных изоляторов и тюрем и международный семинар с помощниками начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС.
В целях улучшения коммунально-бытовых условий содержания в текущем году создано 14 следственных изоляторов на 4144 места, введено 27 новых и расширены лимиты в 4 действующих ПФРСИ на 2693 места.
Расширена учебная база для получения общего образования в местах лишения свободы. В 67 следственных изоляторах организовано общеобразовательное обучение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Вместе с тем в сфере обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе за последний год положение ухудшилось, а по некоторым позициям заметно.
Не осуществляется в полном объеме коммунально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Санитарная площадь на одного человека в следственных изоляторах 51 субъекта Российской Федерации не отвечает требованиям закона. Особенно плохо обстоит дело с размещением подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в республиках Алтай, Тыва, Московской, Нижегородской, Калужской, Свердловской и Читинской областях. Для нормального размещения в следственных изоляторах не хватает 13,4 тыс. мест.
В большинстве колоний-поселений коммунально-бытовые условия неудовлетворительны, не обеспечены санитарно-гигиенические нормы. Количество преступлений в этих учреждениях увеличилось по сравнению с 2004 годом со 171 до 289, в том числе побегов на 16%. Не отвечает требованиям материально-техническая база домов ребенка при женских колониях, в которых содержится около 600 детей. ФСИН России не обеспечил надлежащее финансирование лечебно-профилактических мероприятий с детьми.
Не обеспечивается должным образом изоляция, охрана и надзор за поведением заключенных под стражу и осужденных. В следственном изоляторе N 5 г.Москвы один из обвиняемых более 6 месяцев вел по мобильным телефонам переговоры с родственниками и иными лицами, открыл в сети Интернет собственный сайт, на котором размещал репортажи из учреждения.
В сравнении с предыдущим годом рост преступности в местах лишения свободы составил более 28% (728 преступлений). Число убийств (совершено 21) увеличилось на 75%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - на 48%. Смертность осужденных возросла на 14%. Количество травм увеличилось с 10,5 тыс. до 11800. При снижении на 12,4% численности осужденных, занятых на оплачиваемых работах, количество травм на производстве стало больше на 9%.
Деятельность самодеятельных организаций в ряде учреждений уголовно-исполнительной системы противоречит действующему законодательству. Имеет место незаконное делегирование им полномочий по обеспечению надзора, дисциплины, порядка и других. Реализация таких полномочий членами самодеятельных организаций не обходится без физического притеснения и морального унижения осужденных и влечет негативные последствия. Такие действия спровоцировали массовое неповиновение осужденных в исправительной колонии N 3 Главного управления ФСИН России по Самарской области со смертельным исходом и нанесением телесных повреждений членам самодеятельных организаций.
В 2005 году резко увеличилось количество обращений, поступивших в Минюст России, на действия либо бездействие администрации учреждений уголовно-исполнительной системы. В то же время осужденные и лица, заключенные под стражу, нередко не могут реализовать свое право обратиться с жалобами в вышестоящие инстанции в установленном порядке. Каждая третья жалоба направлена минуя администрацию учреждения. Проверка жалоб с выездом на место ФСИН России не осуществлялась.
В текущем году возросло количество актов прокурорского реагирования на нарушения законности и прав человека в УИС. Значительное число нарушений выявлено в уголовно-исполнительных инспекциях при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Однако не все руководители территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний должным образом относятся к их рассмотрению. В представляемых отчетах имеют место случаи искажения данных о количестве поступивших из органов прокуратуры представлений и протестов на выявленные нарушения.
Все это свидетельствует о низком уровне работы по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров уголовно-исполнительной системы. Руководители ряда территориальных органов не отличаются исполнительской дисциплиной, профессиональной подготовленностью, умением решать поставленные задачи, обеспечивать охрану прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы, проявлять заботу о личном составе.
ФСИН России медленно решает вопросы социальной и правовой защищенности персонала. В результате отмечается высокая текучесть кадров уголовно-исполнительной системы. В 2005 году принято на службу 20 тыс. человек, уволено - 17 тыс. человек. Более трети личного состава имеют стаж службы в уголовно-исполнительной системе менее трех лет, более 40% сотрудников не старше 30 лет, доля женщин достигла 27% от численности сотрудников.
Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации
решила:
1. Обратить внимание руководства Федеральной службы исполнения наказаний на серьезные недостатки в организации работы по обеспечению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, отсутствие должного спроса с руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы за положение дел в этой сфере деятельности, слабую подготовку личного состава для ее осуществления.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы:
2. Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.):
2.1. Рассмотреть до 1 апреля 2006 года на коллегиях территориальных органов уголовно-исполнительной системы вопрос "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и мерах по ее совершенствованию".
2.2. Принять комплекс мер по профилактике побегов, преступлений против жизни и здоровья лиц, содержащихся в местах лишения свободы. О результатах доложить в Минюст России в июле 2006 года.
2.3. В целях приближения коммунально-бытовых условий содержания осужденных к международным стандартам в течение 2006 года:
- осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, медицинских частей, домов ребенка при женских колониях. Для чего активнее привлекать финансовые средства в рамках проекта Всемирного банка реконструкции и развития "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИД", Всемирной организации здравоохранения, Международного Комитета Красного Креста и других международных организаций;
- обеспечить освоение и эффективное использование государственных капитальных вложений, предусмотренных в федеральном бюджете на 2006 год на реализацию федеральных целевых программ;
- изучить коммунально-бытовые и санитарные условия в следственных изоляторах Республики Алтай, Республики Тыва, Калужской, Московской, Нижегородской, Свердловской и Читинской областей. Принять необходимые меры по улучшению размещения заключенных под стражу, обеспечению их индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, другими предметами первой необходимости и санитарно-гигиеническими средствами в соответствии с установленными нормами. О результатах доложить в Минюст России до 1 августа 2006 года.
2.4. Подготовить во втором квартале 2006 года предложения в Правительство Российской Федерации о порядке финансирования домов ребенка при женских колониях, улучшению медико-санитарного обеспечения находящихся в них детей.
2.5. Обеспечить постоянное взаимодействие с Минздравсоцразвития России, территориальными органами здравоохранения, международными неправительственными организациями с целью повышения эффективности борьбы с социально опасными заболеваниями в учреждениях УИС. Завершить в течение 2006 года лицензирование деятельности медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы.
2.6. Осуществить в течение 2006 года комплекс мер, направленных на:
- реформирование государственных унитарных предприятий исправительных учреждений в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (учебно-производственные и лечебно-производственные) мастерские;
- улучшение условий труда осужденных и профилактику производственного травматизма, аттестацию рабочих мест на соответствие правилам охраны труда;
- обеспечение оплачиваемым трудом трудоспособных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеющих иски по возмещению ущерба жертвам преступлений.
2.7. Продолжить работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцированы исправительные учреждения, по организации общеобразовательного и профессионального обучения осужденных.
2.8. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы:
- разработать в первом полугодии 2006 года рекомендации по изучению и обобщению практики деятельности ФСИН России, ее территориальных органов и учреждений по обеспечению, охране и защите прав человека в уголовно-исполнительной системе;
- ежеквартально информировать Минюст России о руководителях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, привлеченных к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы, а также непринятие мер по актом прокурорского реагирования.
3. Департаменту правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Морин А.Е.):
3.1. Изучить практику работы ряда структурных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний по организации контроля за соблюдением законности и прав человека в местах лишения свободы, формирования статистической отчетности в этой сфере деятельности.
3.2. Провести в апреле-сентябре 2006 года совещания с руководителями структурных подразделений главных управлений Минюста России по федеральным округам в субъектах Российской Федерации по обеспечению права осужденных на помилование.
3.3. Осуществлять совместно с территориальными органами Минюста России выборочную проверку достоверности сведений, поступивших из учреждений УИС, о допущенных в местах лишения свободы преступлениях и лицах, их совершивших.
4. Департаменту правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Морин А.Е.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.):
4.1. Подготовить до 1 июля 2006 года в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам выплаты единовременного денежного пособия осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, не имеющим средств на лицевых счетах.
4.2. Организовать и провести в течение первого полугодия совещания в федеральных округах с помощниками начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека, на которых утвердить меры по выполнению решения коллегии Минюста России по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы".
5. Главным управлениям Минюста России по федеральным округам Минюста России совместно с управлениями ФСИН России по федеральным округам:
5.1. Организовать изучение работы учреждений уголовно-исполнительной системы по учету и исполнению актов прокурорского реагирования по фактам нарушения законности и прав человека. О результатах проинформировать Минюст России в апреле 2006 года.
5.2. Обобщить практику работы помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. О результатах проинформировать Минюст России в сентябре 2006 года.
5.3. Изучить во втором полугодии 2006 года состояние законности и соблюдения прав человека при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. О результатах проинформировать Минюст России.
5.4. Изучить практику работы секций дисциплины и порядка самодеятельных организаций учреждений уголовно-исполнительной системы. О результатах доложить в Минюст России в октябре 2006 года.
5.5. Осуществить в течение первого полугодия 2006 года тематические проверки соблюдения законности и прав человека в отношении инвалидов, ветеранов, а также лиц, отбывающих наказания в колониях-поселениях.
5.6. Рассмотреть в четвертом квартале 2006 года на координационных советах ход реализации решения коллегии Минюста России от 16 декабря 2005 года по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы". О результатах проинформировать Минюст России.
6 Департаменту управления и государственной службы (Хлупин О.Ю.) совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) изучить организацию работы по замещению должностей, входящих в номенклатуру Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, и подготовить предложения по улучшению подбора и расстановки руководящих кадров уголовно-исполнительной системы. О результатах доложить руководству Министерства юстиции Российской Федерации в сентябре 2006 года.
7. Департаменту международного права и сотрудничества (Карапетян С.А.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) продолжить работу по взаимодействию с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, представителями Совета Европы, другими международными правозащитными организациями в сфере контроля за соблюдением прав человека в деятельности учреждений и органов УИС.
8. О ходе выполнения решения коллегии доложить по итогам работы за 2006 год.
Председатель коллегии - Министр
Ю.Я.Чайка
Текст документа сверен по:
"Бюллетень Министерства юстиции
Российской Федерации",
N 2, 2006 год