Подакцизные товары традиционно являются объектом особого внимания со стороны государства, что является следствием строгого контроля со стороны международных экологических организаций к данным товарам и высокими требованиями к их безопасности, а также высоким уровнем их налогообложения и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.
Отличительной особенностью акциза как одного из видов федеральных косвенных налогов является ограниченный перечень номенклатуры товаров, операции с которыми облагаются данным налогом. Перечень подакцизных товаров установлен законодательно частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (глава 22, статья 181). Особое внимание на сегодняшний день со стороны таможенной службы уделяется алкогольной продукции и легковым автомобилям, так как основной объем акциза при ввозе поступает в федеральный бюджет от импорта именно этих подакцизных товаров (данные за 2005 год: алкогольная продукция - 52,78%, легковые автомобили и мотоциклы - 32,22%).
Приказ ФТС России от 28.10.2005 N 1005 определил компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров:
- компетенцией по обеспечению импортеров акцизными марками обладают 8 таможен;
- по совершению таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию, которые подлежат маркировке акцизными марками, виноматериалов, коньячных спиртов и пива - 37 таможен;
- по совершению таможенных операций в отношении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации и на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств - 105 таможен.
Необходимость сосредоточения таможенного оформления подакцизных товаров в специализированных таможенных органах объясняется спецификой таких товаров. Ограничение перечня таможенных органов, обеспечивающих работу с подакцизными товарами, позволило значительно сократить число правонарушений, связанных с их внешнеторговым оборотом.
Создание двух специализированных таможенных органов - Центральной акцизной и Северо-Западной акцизной таможен - обусловлено сложившимися товаропотоками подакцизных товаров. На их долю в 2005 году приходится более 70% от всей суммы взысканного акциза.
В то же время остается немало проблем, связанных с совершенствованием контроля при таможенном оформлении подакцизных товаров:
1) анализ практики работы уполномоченных таможенных органов показывает имеющиеся различия в организации их деятельности, толковании законодательства Российской Федерации в данной сфере, применении нормативных правовых актов. В различных таможенных органах аналогичные подакцизные товары оформляются по различной таможенной стоимости;
2) существенное различие в ставках акциза в отношении вина натурального и ненатурального и отсутствие четких критериев определения "натуральности" вина создает предпосылки для недостоверного декларирования и, как следствие, недопоступление денежных средств от уплаты акциза в федеральный бюджет, а также злоупотреблений должностными лицами таможенных органов;
3) существует вероятность декларирования вина (облагается акцизом) под видом виноматериалов (акцизом не облагается);
4) отсутствует достоверная информация о стоимости и комплектации автомобилей производства КНР, автомобилей, ввозимых из ОАЭ, Ирана и др. стран Ближнего Востока, моторных масел и сигар;
5) отсутствует достоверная информация о стоимости алкогольной продукции с учетом страны происхождения товара и его ассортимента;
6) отсутствует сопряжение баз данных по ПТС и ПШТС ФТС России и МВД России.