Решение проблемы приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы с учетом цели и реальных объемов финансовых средств, которые могут быть привлечены для ее реализации.
Исходя из этого можно определить 5 вариантов решения проблемы.
Варианты расчета целевых показателей представлены в приложении N 3, а объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета - в приложении N 4.
Первый вариант. Исходя из объемов финансирования Программы на уровне 2006 года работы в первые 4 года будут сосредоточены на завершении строительства ранее начатых объектов следственных изоляторов. В последующие годы будут проводиться работы по строительству следственных изоляторов в регионах с наиболее неблагоприятной обстановкой в отношении наполняемости существующих следственных изоляторов, а также по реализации мероприятий, связанных с улучшением условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, требующих относительно небольших объемов финансирования.
При таком варианте решения проблемы можно прогнозировать, что реконструкция следственных изоляторов и строительство новых объектов исправительных учреждений затянутся на долгие годы. Вследствие этого сохраняется проблема соблюдения прав подследственных и осужденных, поскольку приведение условий их содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации будет достигнуто в следственных изоляторах к 2027 году, а в исправительных учреждениях - к 2068 году. В период реализации мероприятий Программы может сохраниться тенденция роста преступности, а соответственно и возрасти наполняемость учреждений. Не исключается и изменение законодательства Российской Федерации, что также отразится на решении проблемы.
Указанный вариант не позволит решить вопрос приведения условий содержания в следственных изоляторах в соответствие с международными стандартами в ближайшее время.
Второй вариант обеспечит в течение первых 3 лет завершение строительства объектов следственных изоляторов, начатого в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы", а также позволит осуществить строительство и реконструкцию объектов следственных изоляторов для приведения условий содержания подследственных в соответствие с законодательством Российской Федерации (без учета резерва лимита их наполнения) в регионах, в которых эта проблема не решена, и даст возможность завершить строительство и реконструкцию необходимых объектов исправительных учреждений.
При таком варианте решения проблемы появляется возможность довести количество следственных изоляторов и исправительных учреждений с условиями содержания подследственных и осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации до 100 процентов к 2017 году.
К числу рисков при реализации второго варианта решения проблемы необходимо отнести следующие. С учетом прогнозируемых оценок развития криминальной обстановки в стране существует вероятность роста числа общественно опасных деяний, совершение которых влечет за собой наказание в виде лишения свободы, соответственно может возникнуть потребность в дополнительных местах в следственных изоляторах, не учтенных в программе строительства. Сезонные колебания наполняемости следственных изоляторов в отдельные месяцы будут превышать установленный лимит их наполнения, и, следовательно, в это время будут нарушаться права подследственных.
В этом варианте условия содержания подследственных в следственных изоляторах не приводятся в соответствие с международными стандартами.
Третий вариант предусматривает строительство и реконструкцию следственных изоляторов, а также объектов исправительных учреждений для приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом резерва лимита наполнения следственных изоляторов, составляющего 15 процентов.
При таком варианте решения проблемы представляется возможным завершить строительство ранее начатых объектов, сбалансировать интересы подследственных, учесть потребности в строительстве и реконструкции следственных изоляторов в различных регионах Российской Федерации, обеспечить необходимые условия содержания подследственных и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы и довести до 100 процентов их соответствие с законодательством Российской Федерации. По третьему варианту решения проблемы риски сведены до минимума. Его преимущество заключается в том, что на соответствие условий содержания подследственных законодательству Российской Федерации не влияют колебания наполняемости следственных изоляторов. Незначительные изменения состояния преступности существенно не повлияют на условия их содержания.
В этом варианте условия содержания подследственных в следственных изоляторах не приводятся в соответствие с международными стандартами.
Четвертый вариант предусматривает строительство и реконструкцию следственных изоляторов для приведения лимита их наполнения и фактической наполняемости в соответствие с нормами международного права, а объектов исправительных учреждений - с законодательством Российской Федерации.
Реализация норм международного права в отношении нормы санитарной площади в расчете на одного человека в размере 7 кв.метров потребует значительных средств на строительство новых следственных изоляторов. При этом следует учитывать, что лимит наполнения существующих следственных изоляторов исходя из норм международного права сократится вдвое.
При реализации четвертого варианта решения проблемы возникают те же риски, что и при реализации второго варианта.
При таком варианте решения проблемы для приближения условий содержания подследственных к международным стандартам, если их численность не увеличится, понадобится следственных изоляторов в 1,5 раза больше, что существенно увеличит расходы федерального бюджета. Это ставит под сомнение соответствие возможностей государства, связанных с реализацией этого варианта решения проблемы, приемлемым срокам ее решения.
Однако если не решать проблему с учетом европейских стандартов уже сейчас, то изменение требований этих стандартов в сторону гуманизации законодательства и обращения с заключенными (например, увеличение норм санитарной площади в расчете на одного человека) со временем сделает для Российской Федерации выполнение этой задачи нереальным.
Избрание четвертого варианта решения проблемы позволит привести условия содержания подследственных в соответствие с нормами международного права к 2027 году, а осужденных в исправительных учреждениях - в соответствие с законодательством Российской Федерации к 2017 году.
Пятый вариант обеспечит в течение первых 3 лет завершение строительства объектов, начатого в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы", а также позволит к 2017 году привести условия содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации и построить 26 следственных изоляторов, отвечающих международным стандартам.
При реализации этого варианта решения проблемы возникают те же риски, что и во втором варианте. Однако за счет строительства 26 новых следственных изоляторов, соответствующих международным стандартам, имеется возможность в случае роста численности подследственных использовать эти следственные изоляторы как 10-процентный резерв лимита их наполнения и обеспечивать условия временного содержания подследственных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разработка и принятие Программы по пятому варианту решения проблемы позволит приступить к практической реализации требований Европейского комитета и обязательств, взятых Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, а также к выполнению ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных, подписанных Российской Федерацией.
Таким образом, пятый вариант решения проблемы является наиболее предпочтительным.