Неактуальный

Комментарий к порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденную приказом Минфина России N 163н / Ю.М.Лермонтов, 2006

3.1. Общие вопросы

     

Рассмотрим порядок заполнения налоговой декларации по НДС.

Порядок заполнения налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов и налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь не рассматривается в виду ограниченной сферы применения данных деклараций.

Декларация по НДС (Далее - декларация) включает в себя титульный лист и следующие разделы:

раздел 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";

раздел 1.2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента";

раздел 2.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета)";

раздел 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом";

раздел 3 “Суммы налога, подлежащие уплате (возмещению) иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, представительства и другие обособленные подразделения (далее - отделения)";

раздел 4 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации".

Кроме этого декларация содержит в себе приложение "Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за ____ календарный год и истекший календарный год (календарные годы)".

При заполнении декларации налогоплательщику следует руководствоваться Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденным в качестве Приложения N 4 к Приказу N 163н (Далее - Порядок заполнения).

При заполнении декларации налогоплательщику следует иметь в виду, что нумерация страниц осуществляется сквозным методом, начиная с титульного листа, вне зависимости от заполняемых разделов и Приложения к декларации.

Титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации представляют все налогоплательщики. При отсутствии показателей в строках и графах этих разделов декларации в строках и графах указанных разделов декларации ставятся прочерки.

     “Внимание!”

Разделы 1.2, 2.2 и 4, а также Приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации только при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) соответствующих операций.

Раздел 3 декларации заполняется иностранной организацией, имеющей на территории Российской Федерации более чем одно отделение.

При отсутствии операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета ежеквартально. Такие налогоплательщики заполняют титульный лист декларации.

В случае, если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде, осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), либо операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, или получили оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, ими заполняются титульный лист, раздел 4 декларации.

“Внимание!”

В случае, если налогоплательщики признаются налоговыми агентами и в налоговом периоде осуществляют только операции, предусмотренные статьей 161 НК РФ, ими заполняются титульный лист и разделы 1.2 и 2.2 декларации.

Если налоговый агент осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то им заполняется раздел 4 декларации.

При исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с переходом на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26_1 НК РФ или на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26_2 НК РФ, а также на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26_3 НК РФ, заполняются титульный лист, разделы 1.2 и 2.2 декларации за налоговый период, установленный пунктом 2 статьи 163 НК РФ, т.е. за квартал.

При выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с переходом на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26_1 НК РФ или на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26_2 НК РФ, а также на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26_3 НК РФ, представляется титульный лист и раздел 1.1 декларации.

     “Официальная позиция”

Напомним, что в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ в случае, если лицо, не являющееся налогоплательщиком НДС выставило счет-фактуру с выделением суммы НДС, оно обязано исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.

В тоже время положение абзаца 10 пункта 3 Порядка заполнения требующее представлять в таких случаях титульный лист и раздел 1.1. декларации по НДС не совсем однозначно.

     “Арбитражная практика”

Так, формирующаяся в настоящее время арбитражная практика склоняется к позиции, что ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговых деклараций применяется исключительно к лицам, являющимся налогоплательщиками налога. Упоминание в пункте 5 статьи 174 НК РФ лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ, не может быть расценено как приравнивание данных лиц к плательщикам НДС и налоговый орган не может привлекать в данном случае к ответственности по статье 119 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2005 N А05-6029/05-22, ФАС Центрального округа от 15.08.2005 N 64-1206/05-11, ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2003 N  Ф03-А73/03-2/1145).