Недействующий

Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы (фактически утратило силу)

Раскрытие информации о крупных собственниках акций и бенефициарных
владельцах российских эмитентов


Несмотря на наличие требований к раскрытию эмитентом информации о его акционерах, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, состав бенефициарных владельцев российских эмитентов далеко не всегда известен инвесторам. Для повышения эффективности раскрытия информации о крупных собственниках акций российских эмитентов, допущенных к обращению на торгах организаторов торговли, представляется целесообразным закрепить обязанность не только эмитента, но и приобретателя более чем 5 процентов эмиссионных ценных бумаг эмитента, за исключением облигаций, не конвертируемых в акции, раскрывать информацию о таком приобретении. Раскрытие информации должно осуществляться приобретателем соответствующей доли ценных бумаг эмитента не только путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного им органа, но и самого эмитента ценных бумаг в течение 5 дней с даты приобретения. Также должны быть установлены адекватные меры ответственности за нераскрытие информации о приобретении такого пакета ценных бумаг, вплоть до лишения права голоса по акциям, входящим в указанный пакет, на общем собрании акционеров, которое проводится после приобретения указанного пакета.

В рамках решения проблемы раскрытия информации о бенефициарных владельцах и повышения прозрачности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, требуется уточнить определение понятия "аффилированные лица" и его соотношение с понятием "группа лиц". Понятие "аффилированные лица" применяется в корпоративных отношениях, тогда как понятие "группа лиц" больше используется при осуществлении антимонопольного контроля. Определение понятия "аффилированные лица" содержится в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", которым руководствуются арбитражные суды при применении положений Федерального закона "Об акционерных обществах". При этом в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части физических лиц аффилированность устанавливается только в отношении индивидуальных предпринимателей. Таким образом, существующее определение понятия "аффилированные лица" не позволяет обеспечить прозрачность структуры собственности и прозрачность сделок с заинтересованностью. Без решения этих вопросов сложно ожидать повышения доверия к инструментам фондового рынка со стороны инвесторов, а следовательно, и притока инвестиционных средств в корпоративные ценные бумаги.