Недействующий

О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации



Потребность в подготовке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, постепенным накоплением наработок в правовой базе деятельности таможенной службы, отставанием законодательства в сфере таможенного дела от значительно обновившегося в целом федерального законодательства и от ушедшего далеко вперед международно-правового обеспечения таможенного регулирования.

Прежде всего,, обращают на себя внимание следующие обстоятельства:

1. В течение 1993-1998 годов в правовой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, Гражданского и Уголовного кодексов, Федеральных законов "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и других законодательных актов, существенно изменивших правовой климат страны.

2. Развитие таможенного законодательства в течение последних пяти лет происходило путем издания нормативных актов Государственного таможенного комитета Российской Федерации, критическая масса которых превысила разумные пределы. Именно эти акты, а не законы определяют сегодня порядок таможенного оформления, сроки нахождения товаров в процессе таможенного оформления, таможенные режимы. Эта тенденция содержит в себе опасность того, что таможенный контроль настолько усложнится, что станет труднопроходимым нетарифным барьером. Огромные запасы оборудования, продовольствия и других товаров, задерживаемые на таможенных складах, уже привели к существенному ущербу для национальной экономики России. В то же время, как показывает практика, многочисленные нормативные акты, осложнившие жизнь законопослушных экспортеров и импортеров, не предотвратили утечки капитала, заключения спекулятивных торговых сделок, нарушения таможенных правил (включая нарушения со стороны самих таможенных органов, о чем свидетельствуют многочисленные судебные решения не в их пользу, в том числе и решения Конституционного Суда России ).

3. Громоздкость и запутанность - не единственный недостаток действующего таможенного законодательства. В Таможенном кодексе отсутствуют нормативы в отношении защиты интеллектуальной собственности, нет четких и ясных определений ряда ключевых положений Кодекса, существует опасная несбалансированность прав и обязанностей таможенных органов, с одной стороны, законопослушных экспортеров и импортеров - с другой.

4. Частые изменения в технологии таможенного процесса не смогли обеспечить стабильных условий для развития внешней торговли, заключения долгосрочных торговых сделок, наиболее выгодных для российских экспортеров и импортеров.

5. В таможенном законодательстве не отражен значительный положительный опыт, накопленный таможенной службой в 1993-1998 годах, включая многие вопросы, ставшие актуальными в 1996-1998 годах.

6. Процесс переговоров об условиях присоединения России к Всемирной торговой организации выявил нестыковку ряда положений российского таможенного законодательства с международной практикой и правилами ВТО. Стандарты, нормы и положения правовых документов ВТО, начавшей действовать в 1995 году, представляют собой обобщение мировой практики, которая должна быть достаточно четко отражена в законах, безотносительно к членству России в ВТО, по простой причине, что на базе этих правовых норм осуществляется внешняя торговля подавляющего большинства стран мира, в том числе и их торговля с Российской Федерацией.

7. Действующий Таможенный кодекс недостаточно ориентирует таможенные органы Российской Федерации на выполнение функций по защите экономики России, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма.

На исправление указанных недостатков действующего Таможенного кодекса направлен вносимый законопроект.

Целесообразно выделить следующие основные направления изменений, вносимых данным законопроектом.

1. Нормы, положения и термины, используемые в Таможенном кодексе, приводятся в соответствие с действующими законодательными актами России, принятыми в 1994-1998 годах. В этой связи из Таможенного кодекса исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, вошедшие в проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом Российской Федерации (преступления в сфере таможенного дела). Исключены нормы, относящиеся к службе в таможенных органах, нашедшие отражение в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Все это позволило вернуть содержание кодекса к его основному назначению - регулированию таможенного дела в России.

2. Усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела путем поворота ряда норм Кодекса в направлении, обеспечивающем защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и облегчающем деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров.

3. Законопроектом предусмотрено более полное обеспечение защиты прав законопослушных экспортеров и импортеров, в частности, восстановлен порядок обжалования решений и действий таможенных органов, предусмотренный законодательством Российской Федерации (статьи 368-376).

4. Осуществлен перевод многих положений Кодекса на нормы прямого действия, в частности, путем включения в Кодекс важнейших положений ряда нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета России, зарекомендовавших себя на практике.

5. Включены в функции таможенных органов развернутые положения и правовые нормы по защите интеллектуальной собственности, сформулированные на основе предложенного Международной Таможенной Организацией модельного закона "О защите торговых аспектов прав интеллектуальной собственности" (статьи 295-304).

6. Основные положения, используемые в Кодексе, приведены в соответствие со стандартами и нормами ВТО, а также с основополагающими законодательными актами Российской Федерации. Усилено положение о гласности, доступности и открытости информации о правовых актах в рамках таможенного дела и об ответственности Федеральной таможенной службы России за информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности, подчеркнуто принципиальное исходное положение о федеральном характере таможенного дела (статья 2 проекта).

7. Ряд новых формулировок Кодекса направлен на повышение эффективности действия таможенной службы путем упрощения таможенных формальностей и процедур, включения более жестких требований в отношении документов с целью максимального снижения затрат времени средств, связанных с таможенным декларированием (статьи 230-249).

8. В законопроект внесены две новые главы, содержащие положения о порядке определения таможенной стоимости товара и страны происхождения товара, которые отсутствуют в действующем Кодексе. Такой подход полностью соответствует сложившейся международной практике. В качестве примера можно привести Таможенный кодекс Европейского Сообщества (статьи 18-31, 32-40).

9. При разработке законопроекта авторы исходили из того, чтобы разумно сочетались интересы обеспечения экономической безопасности России и участников внешнеэкономической деятельности, поддерживался отечественный товаропроизводитель, с этой целью ряд таможенных режимов предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины, налогов и неприменение к товарам мер экономической политики (статьи 79-175).

10. Существенно изменен раздел "Таможенные платежи. Льготы по уплате таможенных платежей". Данные изменения направлены на установление дополнительных прав участников внешнеэкономической деятельности. В законопроекте перечислены все виды таможенных платежей, определены лица, ответственные за уплату платежей, указаны основания, при которых прекращается обязанность по уплате платежей (статьи 176-202).

11. Новым в законопроекте является установление оснований для предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей, перечисление обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки и рассрочки уплаты платежей (статьи 203-206).

12. При обеспечении уплаты таможенных платежей устанавливается право участника внешнеэкономической деятельности использовать любой способ обеспечения, указанный в кодексе, который является наиболее приемлемым для заинтересованного лица. Определены сроки возврата обеспечения уплаты платежей после исполнения соответствующего обязательства (статьи 207-211).

13. Подробно раскрывается порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей, а также процентов, пеней и штрафов (статьи 212-219).

14. В законопроект внесено положение, в соответствии с которым уменьшается размер пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей до 0,1% от суммы недоимки, причем сумма пеней не может превышать суммы недоимки (статья 214).

15. В проекте Кодекса предусматриваются условия зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей. Таможенные органы обязываются  с соблюдением установленного срока сообщить плательщику о каждом факте такой уплаты или взыскания платежей. Устанавливается ответственность таможенных органов в случаях несвоевременного возврата указанных платежей (статьи 220-226).

16. Существенные изменения внесены в раздел "Таможенное декларирование товаров и транспортных средств". Прежде всего, увеличен срок для декларирования, но и этот срок при наличии оснований может быть продлен (статьи 230-249).

17. Новые положения внесены в порядок осуществления таможенного контроля, раскрыто содержание форм контроля, права и обязанности таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности. Определен упрощенный и приоритетный порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств (статьи 263-296).