Приложение 3
к Приказу Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 29.03.96 N 108
ИНСТРУКЦИЯ
для педиатров по проведению аудиологического скрининга
у детей
Исследование слуха у ребенка проводится в 1, 4, 6-месячном возрасте и заключается в регистрации безусловных рефлекторных реакций при предъявлении звуков. Рефлекторные ответы проявляются в виде поведенческих реакций, таких как мигание век, вздрагивание всего тела, "замирание" или "застывание" ребенка, разведение рук и ног в стороны, нахмуривание бровей, зажмуривание и широкое открывание глаз, высовывание языка, сосательные движения, пробуждение в сочетании с легкой дрожью тела, поворот головы к источнику звука или от него.
Исследование слуха у новорожденных при помощи ЗРТ-01 лучше проводить в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления), используя шум интенсивностью 90 дБ УЗД (интенсивность, обозначенная на звукореактотесте, достигается при расположении прибора на расстоянии 10 см от уха) в режиме автоматического прерывания сигнала. Ребенка необходимо уложить на твердый матрац таким образом, чтобы голова лежала свободно и прямо, а руки и ноги оставались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно поворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугорок. Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голову ребенка вновь на затылок. Исходя из того, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом ("правши"), тест следует проводить, начиная со стимуляции правого уха, а затем - левого. Сигнал предъявляется с частотой 3 Гц. У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяющиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2 - 3 и увеличивать время межстимульного интервала. Реакция считается положительной, если ребенок три раза отвечает на звук одной или несколькими из указанных реакций.
Перед началом исследования слуха у детей в возрасте 4 - 6 месяцев необходимо понаблюдать за ребенком для уточнения особенностей его поведения. Важным условием является исключение причин, вызывающих беспокойство ребенка (ощущение голода или переедание, наличие газов, давление в сфинктере и др.), которые могут приводить к ошибочной диагностике. Перед обследованием необходимо дать ребенку расслабиться, успокоиться, привыкнуть к помещению, исследованию. Важно войти с ним в контакт. Проверку слуха можно проводить, расположив ребенка на коленях у матери. ЗРТ-01 лучше располагать позади ребенка, тем самым предотвратив зрительное внимание. Второй исследователь должен сидеть перед ребенком и наблюдать за его реакциями в период стимуляции. В этом возрасте у детей происходит становление способности локализовать звук. Поэтому дети в возрасте 4 - 6 месяцев реагируют на звук поворотом головы и глаз в сторону источника звука независимо от его расположения, но эта реакция имеет скрытый период в несколько секунд. У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.
Получив положительный ответ на шум интенсивностью 90 дБ УЗД, можно предъявить шумовой сигнал интенсивностью 65 дБ УЗД.
Описанная методика исследования слуха при помощи ЗРТ-01 может быть использована и у детей старше 9-10 месяцев, но им следует предъявлять как шумовые сигналы, так и тональные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц интенсивностью 90, 65, 40 дБ в непрерывном режиме. В этом возрасте дети реагируют на звуковые стимулы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.
Следует помнить, что около 60 процентов детей с нормальным слухом предпочитают локализовать звук справа. Впоследствии они обучаются реагировать и на звуки, предъявляемые слева. В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здорового уха независимо от расположения источника звука.
При подозрении на снижение слуха у ребенка (данные ответов родителей на анкету-вопросник и результаты исследования при помощи ЗРТ-01) его направляют на аудиологическое обследование в республиканский (краевой, областной, городской) сурдологопедический центр (кабинет). При подтверждении снижения слуха ребенок берется на диспансерный учет и ему начинают проводить адекватную реабилитацию.
Начальник Управления охраны здоровья матери
и ребенка Д.И. Зелинская
Текст документа сверен по:
официальная рассылка