В соответствии федеральным законом "О противодействии терроризму" система мер противодействия терроризму строится на понимании терроризма как идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
В качестве основного субъекта борьбы с терроризмом определяется федеральный орган исполнительной власти в области безопасности. На него возлагаются, в частности, функции по проведению контртеррористической операции и привлечению сил и средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Федеральным законом "О противодействии терроризму" предусматривается возможность применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, в том числе в пресечении международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, а также устанавливается запрет на ведение политических переговоров с террористами и выполнение их политических требований.
Вместе с тем ряд существенных аспектов противодействия терроризму входит в сферу регулирования иных законодательных актов Российской Федерации.
В связи с этим и в целях повышения эффективности и согласованности правового регулирования отношений в области противодействия терроризму и борьбы с ним проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" (далее - законопроект) в законодательные акты Российской Федерации вносится комплекс взаимосвязанных изменений, касающихся, в частности, деятельности средств массовой информации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, органов федеральной службы безопасности, уголовной ответственности за различные проявления терроризма, конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемого для финансирования терроризма, а также административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции.
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" дополняется положениями, в соответствии с которыми в условиях проведения контртеррористической операции порядок сбора и получения информации представителями средств массовой информации определяется представителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. При этом предусматривается запретить распространение в средствах массовой информации сведений, раскрывающих тактику проведения контртеррористической операции либо создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Внесение предлагаемым законопроектом изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" обусловлено выделением борьбы с терроризмом в самостоятельное направление деятельности органов федеральной службы безопасности и направлено на установление оснований и условий получения судебного решения на ограничение конституционных прав граждан при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом и определение порядка использования полученных данных. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность применения по решению Президента Российской Федерации подразделений специальных формирований органов федеральной службы безопасности против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз, а также уточняется ряд других положений указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 14 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которую Российская Федерация подписала 17 ноября 2005 г., государства - участники Конвенции обязаны распространить свою юрисдикцию в отношении предусмотренных Конвенцией преступлений, совершенных его гражданами, без всяких условий. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление, предусмотренное Конвенцией, вне пределов территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации при условии, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено. В целях устранения противоречий между Уголовным кодексом Российской Федерации и Конвенцией в статью 12 Уголовного кодекса Российской Федерации вносятся соответствующие изменения.
В Уголовный кодекс Российской Федерации также вносятся изменения, благодаря которым между Общей и Особенной частями устраняется коллизия, касающаяся освобождения от уголовной ответственности лица, причастного к совершению преступлений, в том числе террористического характера, в случае его деятельного раскаяния и оказания содействия в пресечении таких преступлений.
В целях конкретизации закрепленного в федеральном законе "О противодействии терроризму" механизма борьбы с терроризмом Уголовный кодекс дополняется положениями, в соответствии с которыми вынужденное лишение жизни террористов при пресечении террористического акта, а равно причинение вреда иным охраняемым законом интересам при совершении деяний, которые предписаны или разрешены законодательством, не является преступлением.
Законопроектом предусматривается установление уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению терроризма и публичное оправдание терроризма. Криминализация публичных призывов к осуществлению терроризма и публичного оправдания терроризма обусловлена также необходимостью выполнения Российской Федерацией требований Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и последних "антитеррористических" резолюций Совета Безопасности ООН.
Законопроектом приводятся в соответствие с положениями федерального закона "О противодействии терроризму" положения Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания уголовной ответственности за террористический акт и вовлечение в совершение преступлений, иное содействие их совершению, а равно за финансирование терроризма.
В Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вносятся изменения, согласно которым высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с другими основными полномочиями осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремистской деятельности. Кроме того, законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, организацию и осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремистской деятельности, минимизации их последствий.
В соответствии с требованиями ФАТФ, касающимися противодействия финансированию терроризма, в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предлагается включить понятие "финансирование терроризма" и дать его определение.
Законопроектом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на установление порядка конфискации денег, ценностей и иного имущества, не только полученных в результате преступных действий, но и используемых для финансирования терроризма или экстремистской деятельности, а также на закрепление нормы, в соответствии с которой такое имущество в неотложных случаях подлежит аресту на основании постановления следователя без получения судебного решения. Помимо этого предусматривается возможность заочного осуждения лиц, причастных к терроризму, в случае, когда такие лица находятся вне пределов территории Российской Федерации и уклоняются от явки в суд. Приговор суда о совершении лицом террористического акта или иного тяжкого преступления позволит также повысить значимость запроса о его выдаче, в случае если это лицо находится вне пределов территории Российской Федерации.
Вносимые законопроектом изменения в Федеральный закон "О связи" направлены на приведение положений статьи 64 в соответствие с Федеральным законом "О противодействии терроризму".
Предлагаемые изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уточняют основания административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции.
В Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вносятся изменения, направленные на уточнения перечня вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа путем включения в их число такого вопроса как участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, а также полномочий органов местного самоуправления по решению этих вопросов.