Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27, ст. 2700) следующие изменения:
1) часть первую статьи 8 изложить в следующей редакции:
"Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
борьба с терроризмом;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность;
пограничная деятельность;
обеспечение информационной безопасности.";
2) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Контрразведывательная деятельность
Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки) и их должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Проведение контрразведывательных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Проведение контрразведывательных мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении контрразведывательных мероприятий осуществляется судьей единолично и незамедлительно, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по местонахождению органа, ходатайствующего об их проведении. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении контрразведывательного мероприятия, ограничивающего указанные в настоящей статье конституционные права граждан, является мотивированное постановление руководителя органа контрразведки или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных выносить постановления о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Для получения судебного решения на право проведения контрразведывательного мероприятия органы контрразведки по требованию судьи представляют материалы, послужившие основанием для проведения контрразведывательного мероприятия (за исключением материалов, содержащих сведения, указанные в части второй статьи 24 настоящего Федерального закона).
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается указанное в настоящей статье ограничение конституционных прав граждан без предварительного судебного решения с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить судебное решение о таком ограничении либо отменить его.
Судебное решение на право проведения контрразведывательных мероприятий и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.
Постановление руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, и судебное решение по нему, а также материалы, послужившие основанием для проведения контрразведывательного мероприятия, представляются органам прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства Российской Федерации.";