Недействующий

Водный кодекс Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Водного кодекса Российской Федерации

(новая редакция)


Анализ Водного кодекса Российской Федерации, введенного в действие со дня официального опубликования (25 ноября 1995 г.), показал, что данным нормативным правовым актом не в полной мере урегулированы водные отношения и недостаточно развиты основные нормы Конституции Российской Федерации, основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципиальные положения международного водного законодательства. За период, прошедший со времени его принятия, правоприменительная практика выявила потребность в усовершенствовании некоторых положений водного законодательства, а также необходимость приведения отдельных норм в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации. В целях совершенствования правового регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, а также реализации в нормах Водного кодекса Российской Федерации положений, закрепленных частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, о том, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, подготовлен проект новой редакции Водного кодекса Российской Федерации (далее именуется - законопроект). Основными целями законопроекта являются: совершенствование механизма реализации бассейновых принципов управления водными объектами, включая создание бассейновых советов, выражающих интересы заинтересованных сторон; установление государственной (федеральной) собственности на водные объекты за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться как в государственной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц; формирование механизма платности водопользования в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации; совершенствование механизма реализации гражданско-правовых отношений при использовании водного объекта. Законопроект основывается на следующих принципах: учета значения водных объектов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране водных объектов осуществляется исходя из представлений о водном объекте как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием водных объектов, согласно которому использование водных объектов не должно причинять вред окружающей среде; приоритета сохранения особо охраняемых водных объектов, согласно которому использование особо охраняемых водных объектов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; целевого использования водных объектов, согласно которому водные объекты предоставляются в пользование для определенных целей; приоритета использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями использования водных объектов, согласно которому предоставление водного объекта, пригодного для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пользование для иных целей допускается лишь при наличии достаточных запасов водных ресурсов; участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации; равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению прав пользования водными объектами, согласно которому граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством; бассейнового подхода к регулированию отношений по использованию и охране водных объектов, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране водных объектов осуществляется исходя из особенностей водного режима водных объектов, входящих в бассейн водного объекта; гласности водопользования, согласно которому все решения органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование, а также договоры водопользования общедоступны любому лицу, за исключением информации, которая составляет государственную тайну; комплексности использования водных объектов, согласно которому водные объекты могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей одному или нескольким водопользователям; платности использования водных объектов, согласно которому любое использование водных объектов осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами; стимулирования охраны водных объектов, согласно которому размер платы за пользование водными объектами должен обеспечивать выполнение мероприятий по охране водных объектов. В соответствии с целями разработки законопроекта, а также на основании вышеуказанных принципов представляемый проект новой редакции Водного кодекса Российской Федерации предусматривает следующие новации: положения, закрепляющие федеральную собственность на водные объекты, за исключением обособленных водных объектов; норму, определяющую границы водного объекта; норму, устанавливающую, что предоставление водных объектов в пользование производится на основе заключения договоров между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и водопользователем (организацией или гражданином); норму, устанавливающую направление неналоговых доходов (платежей) за пользование водными объектами в бюджет Российской Федерации. При этом ставки договорной платы (тарифа) за пользование водными объектами для различных категорий водопользователей, порядок расчета и уплаты неналоговых платежей, возникающих при осуществлении договорных отношений при использовании водных объектов, устанавливаются федеральным законом. Новация в части отнесения водных объектов, за исключением обособленных водных объектов, к собственности Российской Федерации вызвана нереализуемостью норм, предусмотренных действующей редакцией Водного кодекса Российской Федерации в отношении разграничения прав собственности на водные объекты между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Этот вывод основан на определении бассейна водного объекта как территории, включающей водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро (статья 1 проекта Водного кодекса Российской Федерации). Бассейн водного объекта, характеризующийся описанными признаками, как правило, располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации и в соответствии с законодательством должен быть отнесен к федеральной собственности. Исключением из общего правила являются крайне немногочисленные водные объекты в Приморском крае, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе, Сахалинской области, Камчатской области и ряде других субъектов Российской Федерации, по территории которых протекают небольшие реки, впадающие в море, чьи бассейны полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, фактически в настоящее время большинство водных объектов, формирующих запасы водных ресурсов государства, находятся в собственности Российской Федерации. Данный законопроект предполагает установление иного относительно действующего Водного кодекса Российской Федерации порядка заключения договора водопользования для получения права на специальное водопользование. Названный порядок предусматривает, что водопользователь направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в установленной форме заявление о своем желании заключить договор водопользования. После принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти положительного решения, с водопользователем заключается договор водопользования с указанием условий водопользования, включая разрешенный объем изъятия водных ресурсов, их стоимость, обязательства по охране водного объекта и др. Одновременно в законопроекте предусмотрено, что право пользования водным объектом в целях судоходства, содержания и эксплуатации внутренних водных путей Российской Федерации, а также в целях вылова (добычи) и разведения водных биологических ресурсов с применением сооружений, технических средств или устройств без изъятия воды из водного объекта возникает по основаниям, установленным настоящим кодексом, и не требует заключения договора водопользования. При пользовании водными объектами в указанных целях на водопользователей возлагаются обязанности по охране и восстановлению водных объектов, установленные законопроектом. Основными принципами экономического регулирования использования и охраны водных объектов является платность водопользования, стимулирующая рациональное использование и охрану водных ресурсов. В соответствии с этим плата по договору водопользования (за право пользования водными объектами) как неналоговый доход зачисляется в бюджетную систему Российской Федерации. Законопроектом предусматривается финансирование мероприятий по использованию, охране и восстановлению водных объектов и предупреждению вредного воздействия вод, ответственность водопользователей за причинение вреда в области водных отношений.



Текст документа сверен по:

рассылка