1. Время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути при среднесуточном вагонообороте 50 вагонов и более учитывается по безноменому способу с составлением ведомостей безномерного учета простоя вагонов на подъездных путях по форме ГУ-47.
Время нахождения на железнодорожном подъездном пути ледников, рефрижераторных вагонов, цистерн, бункерных полувагонов, цементовозов, транспортеров, контейнеровозов и других специальных вагонов учитывается отдельно. Учет ведется по безномерному способу при среднесуточном вагонообороте 50 вагонов и более и по номерному способу при среднесуточном вагонообороте менее 50 вагонов.
2. Ведомости безномерного учета простоя вагонов формы ГУ-47 составляются в трех экземплярах и направляются в РТК. Два экземпляра (второй и третий) ведомости с отметкой о таксировке и взыскании платежей РТК возвращает на станцию. Второй экземпляр вручается грузовладельцу, а третий с памятками приемосдатчика и уведомлениями об окончании грузовых операций остается в делах станции.
3. Первичными документами для заполнения ведомостей безномерного учета простоя вагонов являются памятки приемосдатчика формы ГУ-45 или натурные листы формы ДУ-1а, а также уведомления предприятий (организаций) об окончании грузовых операций.
4. Количество поданных или убранных вагонов на основании данных памяток или натурных листов указывается в ведомости безномерного учета простоя в строке против соответствующих часов. Вагоны, поданные и убранные ровно в 12, 18, 20 ч и т.д., показываются соответственно по строкам от 11 до 12 ч, от 17 до 18 ч, от 19 до 20 ч и т.д.
5. Остаток вагонов к концу каждого часа, определяемый путем прибавления к остатку от предыдущего часа количества поданных (графа 5) и вычитания количества убранных вагонов (графа 9), указывается в графе 10 ведомости.
6. При учете простоя вагонов по ведомости формы ГУ-47 условно принимается, что указанное в графе 10 количество вагонов находилось на подъездном пути в течение данного часа. Например, если по строке от 7 до 8 ч в графе 10 указан остаток 12 вагонов, то следует считать, что в течение часа от 7 до 8 ч на подъездном пути находилось 12 вагонов.
Таким образом, графа 10 отражает количество вагонов, находившихся на подъездном пути в течение каждого часа, а общий итог по этой графе будет составлять число вагоно-часов простоя вагонов, находившихся за сутки на подъездном пути.
7. Если по договору на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов предусмотрены дополнительные или отдельные сроки для вагонов, используемых под двойные операции (выгрузка и погрузка), и отдельные сроки для маршрутов, то количества таких вагонов (с двойными операциями или в маршруте) показываются соответственно в графах 11 и 12 ведомости.
8. Если по договору для маршрутов установлены разные сроки простоя в зависимости от массы, длины, назначения маршрута или в зависимости от рода груза, то количество вагонов в маршрутах должно показываться в графе 12 ведомости отдельно по каждому маршруту с указанием установленного срока простоя, например 28 вагонов - срок 3 ч, 30 вагонов - срок 3,5 ч и т.д.
9. В ведомости безномерного учета простоя вагонов по всем графам подсчитываются итоги за каждые отчетные сутки.
Остаток вагонов на следующие сутки определяется в таком порядке: к количеству вагонов, показанному в начале ведомости по строке "Оставалось на 18 ч" (графы 2, 3, 4, 5), прибавляются итоги поданных за сутки вагонов и из полученной суммы вычитаются итоги убранных за сутки вагонов. Новые остатки записываются в графы 2, 3, 4 и 5 в конце ведомости по строке "Осталось на 18 ч".
Подсчет остатков ведется отдельно по четырехосным, шестиосным и восьмиосным вагонам, а также по общему количеству поданных и убранных вагонов. Остаток на 18 ч переносится в ведомость следующих суток. Ведомость учета с выведенными итогами подачи, уборки и остатка подписывается представителями дороги и предприятия (организации).
Суточная ведомость учета простоя вагонов должна подсчитываться и удостоверяться подписями представителей дороги и предприятия (организации) ежедневно на общих основаниях.
10. Средний простой вагонов при безномерном учете определяется делением суммы вагоно-часов простоя за сутки на полусумму поданных и убранных за тот же период времени вагонов.
По подъездным путям, на которые грузы поступают маршрутами или с которых грузы отправляются маршрутами, средний простой вагонов (в ч) может определяться по усмотрению начальника дороги за декаду по формуле
,
где В - сумма вагоно-часов (графа 10);
П - количество поданных вагонов (графа 5);
У - количество убранных вагонов (графа 9).
Пример. За сутки подано четырехосных вагонов 143, шестиосных 35, всего - 178 вагонов. Убрано за тот же период четырехосных вагонов 136, шестиосных 46, всего - 182 вагона. Сумма вагоно-часов простоя за сутки 956. Средний фактический простой вагонов С = 956: () = 956 : 180 = 5,30 ч.
11. Сравнением полученного среднего фактического простоя вагонов с нормой простоя, установленной договором, определяются часы перепростоя вагонов. В том случае, когда договором предусмотрены отдельные сроки для вагонов с двойными операциями и для маршрутов, полученный по ведомости безномерного учета средний фактический простой должен сравниваться со средней нормой согласно договору. Сумма вагоно-часов по норме при отдельных сроках по договору определяется суммированием вагоно-часов по норме, исчисленных отдельно для вагонов с одной операцией, для вагонов с двумя операциями и для вагонов в маршрутах.
Количество вагонов с одной операцией определяется вычитанием из полусуммы поданных и убранных вагонов количеств вагонов с двойными операциями и в маршрутах, показанных в ведомостях безномерного учета в графах 13 и 14.
Пример. Полусумма поданных и убранных вагонов (в примере п.10) 180, количество вагонов с двойными операциями 17, количество вагонов в маршрутах 50. Исходя из этих условий количество вагонов с одной операцией составит 180 - 17 - 50 = 113.
Срок простоя вагонов по договору установлен для вагона с одной операцией 3 ч, для вагона с двумя операциями 4 ч и для вагона в маршруте 5 ч. Таким образом, общее количество вагоно-часов простоя по норме будет для вагонов с одной операцией 113 · 3 = 339; для вагонов с двумя операциями 17 · 4 = 68 и для вагонов в маршруте 50 · 5 = 250, а всего 657 вагоно-ч. Отсюда средний простой вагонов по норме составит 657 : 180 = 3,65 ч.
Следовательно, перепростой вагонов в данном примере будет равен 5,30 - 3,65 = 1,65 ч, или 1 ч 39 мин.