4.1. Дежурный по переезду должен обеспечивать безопасное движение поездов и транспортных средств на переезде, своевременно открывать и закрывать шлагбаумы и подавать установленные сигналы, наблюдать за состоянием проходящих поездов.
В случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения, дежурный по переезду обязан принять меры к остановке поезда.
4.2. Лица, назначаемые на должность дежурного по переезду, должны:
а) иметь возраст не менее 18 лет;
б) иметь стаж работы в должности, связанной с движением поездов, не менее 3 месяцев. При этом они должны пройти теоретическое и производственное обучение по программе для индивидуальной или бригадной подготовки дежурных по переездам;
в) знать в установленном по должности объеме Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкцию по сигнализации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе. Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, настоящую Инструкцию, местную Инструкцию по обслуживанию данного переезда, местную Инструкцию о порядке пользования устройствами автоматики на переезде, Инструкцию по технике безопасности и производственной санитарии для дежурных по переездам, Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта, а также все распоряжения и указания, относящиеся к обязанностям дежурного по переезду;
г) пройти медицинское освидетельствование;
д) выдержать испытания в знании в установленном объеме инструкций и распоряжений, перечисленных в пункте "в". При этом в состав комиссии по проведению испытаний должен входить представитель дистанции сигнализации и связи не ниже старшего электромеханика.
Работники железнодорожного транспорта, на которых в порядке уплотнения рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, связанных с обслуживанием переездов, должны допускаться к этой работе только после прохождения обучения в объеме, установленном для дежурного по переезду, и испытания их в знании соответствующих правил, инструкций и обязанностей по обслуживанию переездов.
4.3. Дежурный по переезду во время дежурства обязан иметь при себе одну коробку петард (6 шт.), сигнальный рожок, милицейский свисток, два сигнальных флага в чехлах, а в темное время суток и при плохой видимости в светлое время (туман, метель и другие неблагоприятные условия) - сигнальный фонарь.
4.4. В здании переездного поста должны быть:
график дежурств по переезду;
Инструкция по устройству и обслуживанию переездов;
местная Инструкция по обслуживанию данного переезда;
местная Инструкция о порядке пользования устройствами автоматики на переездах;
выписка из расписания движения пассажирских и пригородных поездов с указанием времени отправления поездов с соседних станций;
книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде;
журнал для записи нарушений Правил проезда через переезд;
стенные часы, аптечка;
необходимый инструмент, мебель, хозинвентарь;
жезл регулировщика и красная нарукавная повязка;
трос для буксировки остановившихся на переезде транспортных средств.
Кроме того, в специальном легкодоступном месте должно быть по одному переносному красному щиту и по одному сигнальному фонарю на каждый железнодорожный путь, пересекаемый переездом, один запасной фонарь и один запасной переносной красный щит, один комплект сигнальных флажков, коробка петард (6 шт.) на двухпутных участках и не менее двух коробок (12 шт.) на участках с тремя и более главными путями. Зимой на переездах должен быть постоянный запас песка или шлака для посыпания подъездов и пешеходных дорожек во время гололеда.
Местные инструкции составляются начальником дистанции пути и начальником сигнализации и связи, а при расположении переездов на территориях станций или при обслуживании переездов работниками службы движения - также и начальниками станций и утверждаются начальником отделения дороги. В них должны отражаться действия дежурного по переезду, связанные с учетом местных особенностей в условиях данного переезда. Местные инструкции должны пересматриваться при изменении условий работы переезда, но не реже одного раза в 5 лет.
4.5. Вступая на дежурство, дежурный по переезду совместно с дежурным, закончившим дежурство, должны проверить путь в пределах 50 м от переезда, состояние оборудования переезда и исправность всех его устройств, в том числе и автоматически действующих, у пломбируемых устройств проверить наличие пломб, наличие и состояние ручных сигналов, петард, инструмента и инвентаря.
О всех замечаниях, неисправностях автоматических шлагбаумов и электрошлагбаумов переездной и заградительной сигнализации, а также об устраненных неисправностях вносится запись в Книгу приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде. При наличии автоматики следует записать: "Автоматика исправна" или "Автоматика неисправна".
Все замеченные неисправности, которые могут быть устранены силами дежурного (или дежурных), должны быть немедленно устранены. После этого дежурные должны расписаться в Книге сдачи и приема дежурства.
Если нельзя устранить своими силами неисправность, угрожающую безопасности движения, дежурный по переезду обязан оградить опасное место сигналами остановки и немедленно известить об этом дежурного по станции (поездного диспетчера) и через него бригадира пути или дорожного мастера.