Недействующий

О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона N 215664-4 "О государственном регулировании
 деятельности по организации и проведению азартных игр и пари"


Необходимость разработки законопроекта вызвана высокими темпами развития игорного бизнеса в Российской Федерации, которое носит хаотичный характер и имеет ряд негативных социальных последствий, связанных с вовлечением в азартные игры и пари социально незащищенных слоев общества, включая несовершеннолетних, а также беспорядочным размещением игрового оборудования в общественных местах.

В настоящее время правовое регулирование деятельности в данной сфере осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации, что не обеспечивает единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации.

Совершенствование государственного регулирования игорного бизнеса должно носить комплексный и взвешенный характер в части установления обоснованных требований и ограничений к деятельности в сфере игорного бизнеса.

Деятельность в сфере игорного бизнеса подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Порядок осуществления лицензирования, согласно указанному Федеральному закону, устанавливается утверждаемым Правительством Российской Федерации соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Данный проект федерального закона должен стать специальным законом, регулирующим отношения в сфере игорного бизнеса. Необходимость его принятия обусловлена введением существенных ограничений, которые могут быть установлены только федеральным законом, то есть не могут быть введены положением о лицензировании, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Среди основных ограничений, вводимых данным законопроектом, следует отметить следующие:

- устанавливается, что в качестве организатора игорного заведения может выступать исключительно юридическое лицо (из субъектов данного вида деятельности исключаются предприниматели без образования юридического лица);

- вводится обязательное требование к финансовому состоянию организатора игорного заведения - наличие чистых активов в размере не менее 600 миллионов рублей;

- вводится квотирование количества казино и залов игровых автоматов;

- устанавливается законодательное требование к технологически заложенному среднему проценту денежного выигрыша каждого игрового автомата - не ниже 80 процентов.

Кроме того, устанавливаются требования к размещению игорных заведений. Так, в частности, запрещается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари в жилых помещениях; в зданиях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские учреждения; в объектах транспортной инфраструктуры. Данные нормы позволят ликвидировать общедоступные (в том числе несовершеннолетним) игровые автоматы на улицах, в метро и в магазинах.

Заключение о соответствии размещения игорного заведения установленным требованиям будет выдаваться органом местного самоуправления, который дополнительно наделяется полномочием по установлению дополнительных требований к размещению игорных заведений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Особо следует отметить устанавливаемый законопроектом возрастной ценз для лиц, занятых в игорном бизнесе, а также участвующих в азартных играх: работниками организатора игорного заведения, а равно участниками азартных игр и пари могут быть только лица, достигшие возраста 18 лет.

Важной составляющей законопроекта является установление требований, способствующих укрупнению игорных заведений при одновременном сокращении их общего количества. Среди них:

- минимальная площадь игрового зала казино - 800 квадратных метров, зала игровых автоматов - 100 квадратных метров;

Кроме того, с целью регулирования количества действующих казино и залов игровых автоматов предусматривается их квотирование. Размер квоты определяется для каждого субъекта Российской Федерации в зависимости от количества населения, проживающего на его территории. Распределение соответствующих разрешений на открытие игорных заведений осуществляется посредством проведения аукционов, организуемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом, устанавливаемые законопроектом требования и ограничения, по мнению экспертов, позволят в десятки раз сократить количество хозяйствующих субъектов - организаторов игорных заведений, при этом, как ожидается, произойдет их значительное укрупнение.

Переходные положения, содержащиеся в законопроекте, содержат нормы, обеспечивающие поэтапный перехода от существующей системы правового регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса к системе регулирования, установленной данным проектом федерального закона.