8.1. Диспетчер поездной при получении сообщения от локомотивной бригады, дежурного по железнодорожной станции или другого должностного лица о нарушениях безопасности движения (крушениях, авариях, сходах и столкновениях подвижного состава в организованных поездах и при маневровой работе, случаях брака в работе, в результате которых пострадали люди, допущен перерыв в движении или произошло загрязнение окружающей среды, пожарах в поездах и на объектах инфраструктуры железных дорог) обязан:
- немедленно сообщить диспетчеру дорожному (по району управления) ДЦУП, дежурному по отделению железной дороги и энергодиспетчеру района электроснабжения;
- известить дежурных по железнодорожным станциям, начальников станций и машинистов поездов, находящихся на этом перегоне;
- закрыть перегон для движения поездов и прекратить отправление поездов на закрытый перегон;
- обеспечить беспрепятственное продвижение восстановительных поездов, в т.ч.с учетом их габаритов, пожарных поездов и других аварийных формирований в район восстановительных работ;
- своевременно подготовить ближайшие к месту восстановительных работ станции и участки для беспрепятственного продвижения восстановительных и пожарных поездов;
- после завершения восстановительных работ передать дежурным по железнодорожным станциям и всем причастным приказ об открытии (возобновлении) движения поездов на закрытом перегоне.
8.2. Диспетчер дорожный (по району управления) ДЦУП, получив от диспетчера поездного сообщение о чрезвычайной ситуации, обязан:
- доложить о ней старшему диспетчеру дорожному ДЦУП;
- в случае схода с рельсов подвижного состава немедленно отдать приказы диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости - пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов в границах отделения железной дороги, входящего в район управления ДЦУП), а также дежурному инженеру соответствующей дистанции сигнализации и связи - об организации связи с местом схода подвижного состава;
- контролировать беспрепятственное продвижение восстановительных и пожарных поездов, других аварийных формирований в район восстановительных работ. При отключении контактной сети обеспечить подвод достаточного количества тепловозов.
8.3. Диспетчер дорожный локомотивный ДЦУП обязан обеспечить выделение локомотива для отправления восстановительного поезда не позднее 15 минут с момента получения оперативного приказа.
8.4. Старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП после получения информации от диспетчера дорожного (по району управления) обязан:
- информировать начальника железной дороги, заместителя начальника железной дороги - главного ревизора по безопасности движения поездов, а при его отсутствии - заместителя главного ревизора по безопасности движения, ведающего восстановительными средствами, главного диспетчера ЦУП и дежурного оперативно распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии - в течение 15 минут устно по телефону и в течение 2 часов письменно (по факсимильной или электронной связи). Кроме того, при необходимости, когда последствия нарушения безопасности движения поездов несут угрозу жизни и здоровью пассажиров, персонала железных дорог и населения, сообщить оперативному дежурному территориального управления МЧС России. Схема оповещения утверждается начальником железной дороги;
- дать оперативные приказы диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов за пределами отделения железной дороги, на которые они направляются), а также старшим телефонисткам телефонной станции отделения железной дороги и телефонной станции по месту нахождения восстановительного поезда об оповещении причастных работников и руководителей структурных подразделений железной дороги;
- известить диспетчера территориального филиала ведомственной охраны в случае пожара, аварийной ситуации с опасными грузами и угрозы хищения грузов в поврежденных вагонах;
- контролировать продвижение восстановительных, пожарных поездов, других аварийных формирований к месту проведения восстановительных работ и ход этих работ, информируя главного диспетчера ЦУП и дежурного оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии.
8.5. Дежурный по отделению железной дороги, получив информацию о нарушении безопасности движения поездов от диспетчера поездного, согласно схеме оповещения, утвержденной начальником отделения железной дороги, обязан:
- доложить о нарушении обеспечения безопасности движения поездов начальнику и заместителю начальника отделения железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов;
- оповестить через телефонистку телефонного узла членов отделенческой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, других должностных лиц, назначенных для проведения восстановительных работ начальником отделения железной дороги;
- контролировать подъем и отправление восстановительных, пожарных поездов и других аварийных формирований и подразделений, дислоцированных на отделении железной дороги.
8.6. Главный диспетчер ЦУП совместно с дежурным оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии контролирует ход восстановительных работ и восстановление нормального движения поездов после окончания восстановительных и ремонтных работ.
8.7. При отказах в работе технических устройств, не приведших к нарушениям безопасности движения поездов, но оказывающих существенное влияние на поездную и маневровую работу, диспетчерский персонал ДЦУП взаимодействует с техническими службами железной дороги следующим образом:
1) диспетчер поездной докладывает диспетчеру дорожному (района управления) ДЦУП и сообщает диспетчерам подразделений причастных технических служб железной дороги о:
- неисправности технического устройства и характере неисправности;
- причине неисправности и степени достоверности ее установления, отнесения неисправности на ответственность подразделения технической службы железной дороги;
- степени влияния неисправности на поездную, маневровую и грузовую работу;
2) диспетчер дорожный района управления ДЦУП совместно с диспетчером дорожным по направлению и диспетчером дорожным по регулированию вагонного парка определяет оперативные меры по организации перевозочного процесса в условиях затруднений, вызванных неисправностью технических устройств (изменение маршрута пропуска поездопотока, плана формирования поездов и т.д.) и выдает оперативное задание диспетчерам поездным по организации поездной работы до устранения неисправности;