ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 августа 2005 года N МС-1/10-10451


[О регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части]

          

Ваше обращение по вопросу регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части 44777-Б рассмотрено.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания гражданина признается жилое помещение, где он проживает временно. Местом жительства - помещение, где гражданин проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, место пребывания и место жительства во всех случаях предполагает проживание гражданина по конкретному адресу, а регистрация лишь отражает факт вселения гражданина в жилое помещение.

В этой связи рассматривать термин "регистрация" в отрыве от наличия у гражданина жилого помещения, по адресу которого будет осуществлена его регистрация, не следует.

Согласно части второй статьи 3 названного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, в том числе на трудоустройство, медицинскую помощь и т.д.

В соответствии с пунктом третьим статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития". Данная норма указывает на обязанность руководства воинской части предоставить военнослужащим конкретное жилое помещение, в том числе на территории воинской части.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положение пункта второго постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и отражает факт проживания гражданина в жилом помещении.

Регистрация по месту жительства (пребывания) на территории воинской части может быть оформлена указанной категории граждан при предоставлении документов о вселении их в жилое помещение для постоянного или временного проживания, расположенного в том числе на территории воинской части.

Заместитель директора
А.Г.Леденев



Вместе с тем массовые обращения военнослужащих, проходящих службу в городе Москве, за консультациями в отдел военного законодательства (ВВС) по вопросу регистрации по месту жительства (пребывания) по адресам воинских частей побудили меня обратиться за защитой прав военнослужащих к министру юстиции Российской Федерации Ю.Я.Чайке, так как в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, именно одной из основных задач данного министерства является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Министру юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке



13 марта 2003 года я обратился в Главное управление Министерства юстиции по городу Москве с требованием о проверке соответствия п.2.3 постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 года N 241-28 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области" в части регистрации военнослужащих действующему законодательству.

В результате проведения юридической экспертизы вышеуказанное постановление в части регистрации по месту пребывания военнослужащих, назначенных в установленном порядке для прохождения службы в Москву и Московскую область (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), а также членов их семей признано не соответствующим федеральному законодательству (исх. N 1-5/3373-03 от 13.03.2003). Вышеназванный нормативный правовой акт признан утратившим силу в городе Москве постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП, в Московской области - постановлением правительства Московской области от 19 апреля 2004 года N 229/15.

Несмотря на это, в постановлении правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" вновь определена норма, касающаяся регистрации военнослужащих по месту пребывания, противоречащая федеральному законодательству (п.2.3, абз.3). Данная норма противоречит Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и приводит к ущемлению прав и законных интересов указанной категории граждан и членов их семей.

В целях приведения законодательных актов г.Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством, социальной защиты военнослужащих и членов их семей я обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу с просьбой провести юридическую экспертизу вышеназванного нормативного правового акта в части регистрации военнослужащих и вновь принять меры, в пределах своей компетенции, по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.

Однако в ответе за N 4-4/3311 от 28.08.2005 мое обращение оставлено без удовлетворения, так как, по мнению руководителя Главного управления Б.П.Маркова, оспариваемая мной норма находится в полном соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713.

Вместе с тем нормы гражданского законодательства могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Данная норма включена законодателем в целях социальной защиты военнослужащих и реализации ими всех прав и гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством (участие в выборах, медицинское обеспечение, налоговый учет и др.).

Исходя из вышеизложенного прихожу к выводу о том, что мое обращение по вопросу соответствия вышеназванного нормативного правового акта города Москвы в части регистрации военнослужащих рассмотрено не в полном объеме, должностными лицами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу неправильно истолкован закон и не дана правовая оценка соответствия постановления правительства города Москвы Федеральному закону "О статусе военнослужащих".

В целях социальной защиты военнослужащих и членов их семей убедительно прошу вас провести правовую экспертизу вышеназванного постановления правительства города Москвы в части регистрации военнослужащих и принять меры, в пределах Вашей компетенции, по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.

Приложение: копия ответа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 15.08.2005 только в 1 адрес.

Подполковник юстиции
П.И.Гаврюшенко



1 декабря 2005 года мной получен ответ из Министерства юстиции Российской Федерации от 28.10.2005 N 01-3215 за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции М.В.Контарева.



Текст документа сверен по:

"Право в Вооруженных Силах",
N 3, 2006 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»