Правовое и нормативное обеспечение Программы осуществляется на основании соответствующих федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов.
Государственным заказчиком Программы является Министерство строительства Российской Федерации.
Механизм реализации предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения комплекса мероприятий и проектов Программы.
В основу предлагаемого механизма финансирования Программы заложен инвестиционно-программный принцип, который предполагает многоканальное инвестирование (из различных финансовых источников) конкретных мероприятий и проектов, и направлен на расширение возможностей финансирования программы и использование денежных средств строго по целевому назначению.
Второй принцип предусматривает концентрацию финансовых ресурсов на реализации высокодоходных и быстроокупаемых проектов, что позволит в реальные сроки компенсировать первоначальные затраты и получать прибыль, которая может быть использована в интересах города.
Соотношение различных источников финансирования меняется.
Предусматривается постепенное сокращение размеров финансирования Программы из федерального бюджета в сторону увеличения доли средств местного бюджета и внебюджетных источников. Для увеличения доходов городского бюджета в составе Программы выявлены высокоэффективные проекты (со сроком окупаемости от 2 до 4 лет) и намечен комплекс мероприятий, обеспечивающий увеличение налоговых поступлений в бюджет, в частности, увеличение доли рентных налогов (земельного, на имущество и сделки с ним, арендной платы и т.п.). Финансирование высокодоходных и быстроокупаемых проектов осуществляется за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
Среди возможных способов привлечения внебюджетных финансовых ресурсов особого внимания заслуживают такие, которые способствуют снижению риска от потери инвестиций и приносят прибыль всем участвующим субъектам.
К этим способам относятся:
привлечение средств от независимых предприятий, групп инвесторов и населения путем займа на основе выпуска и размещения облигаций под гарантии правительства Санкт-Петербурга;
консолидация капиталов и усилий крупных инвесторов и создание фонда поддержки Программы. Разработка и реализация инвестиционной стратегии фонда может быть возложена на совет предпринимателей;
финансирование Программы через систему институциональных инвесторов (инвестиционных компаний и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ипотечных банков и т.д.). Для реализации Программы может быть создана финансовая структура, включающая инвестиционную компанию, страховую компанию, ряд фондов и банк, основным достоинством которой будет аккумуляция свободных финансовых ресурсов различных групп инвесторов (в том числе и мелких вкладчиков) за счет выпуска и оборота ценных бумаг;
привлечение средств зарубежных инвесторов на реализацию высокоэффективных проектов на льготных условиях и под гарантии правительства Санкт-Петербурга, а по особо важным проектам - под гарантии Правительства Российской Федерации;
передача в аренду освобождающихся помещений жилищного и нежилого фонда при условии проведения ремонта и реставрации. Необходим жесткий контроль за использованием финансовых ресурсов, поступающих в городской бюджет от аренды зданий и помещений;
передача в аренду сроком на три года производственных помещений (принадлежавшим неэффективным, убыточным или экологически опасным предприятиям) и проведение их последующей альтернативной приватизации. Приоритет должны получить предпринимательские структуры, защитившие проекты по развитию городского хозяйства. Необходимо регулярно проводить конкурсы на лучший проект;
приватизация объектов жилищного и нежилого фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расширение системы благотворительных фондов по сохранению историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия Санкт-Петербурга с направлением средств на реставрацию конкретных объектов.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий являются также средства, получаемые в результате проведения благотворительных лотерей (на восстановление конкретных памятников), размещения жилищных сертификатов и создания кондоминиумов, продажи на открытых торгах части недостроенных объектов, строительства платных автомобильных дорог и расширения сети платных муниципальных стоянок для автомашин, фьючерсной продажи товаров на оптовых рынках, лизинга машин и оборудования и другие.
С целью расширения возможностей для аккумуляции средств частных инвесторов создаются центры делового сотрудничества для представителей зарубежных фирм, в том числе международный центр реставрации с разветвленной сетью филиалов в стране и за рубежом.
Российским и иностранным инвесторам, участвующим в реализации программы, предоставляются льготы и гарантии. Система инвестиционных гарантий предусматривает обеспечение возвратности средств инвесторов на основе использования механизма залога, страхование инвестиций, обеспечение гарантий по защите прав собственности, возмещение потерь инвестиций. В процессе реализации отдельных мероприятий и проектов используются гарантии Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, комфортные письма, гарантии городского бюджета, залог имущества и пакетов акций, совместное финансирование проекта, гарантированный заказ на приобретение продукции, концессионное соглашение.
В Программу включены мероприятия, реализация которых способствует превращению городских земель и недвижимости в действительные активы и реальный городской ресурс. Надежное обеспечение гарантий по защите прав собственности и возмещению потерь инвестиций, подкрепленное различными инвестиционными льготами (льготные кредиты, снижение налогообложения, индексация затрат и прибыли), создаст основу для повышения инвестиционной активности и будет способствовать увеличению доли финансовых ресурсов, поступающих на реализацию Программы из внебюджетных источников.