1.1. В основу обоснования необходимости Программы положены следующие обстоятельства:
исторический центр и дворцовые комплексы окрестностей Санкт-Петербурга включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Территория исторического центра составляет 54 кв.км, сформирован центр в основном в конце XVIII - начале XIX веков и включает в себя множество отдельных памятников и ансамблей.
Включение в Список всемирного наследия означает принятие государством обязательств по обеспечению сохранности наследия и ответственности за его содержание.
Действия государства по отношению к культурному и природному наследию должны соответствовать принятой 16 ноября 1972 года генеральной конференцией Организации Объединенных Наций конвенции "Об охране всемирного, культурного и природного наследия" и рекомендациям "Об охране в национальном плане культурного и природного наследия". В соответствии с пунктом 25 конвенции государства должны принимать меры по охране культурного и природного наследия от неблагоприятных последствий технического развития нашей цивилизации. В пункт 24 рекомендаций включен важнейший принцип сохранения памятников и среды, а именно: "не должна, как правило, разрешаться изоляция памятника путем уничтожения окружающей среды".
Нарушители правил охраны наследия по рекомендациям должны нести административную и уголовную ответственность, для чего в законодательстве страны должны иметь место законы, предусматривающие юридические меры. Так, пункт 47 рекомендаций формулирует это следующим образом: "В соответствии с юридическими и конституционными положениями каждого государства - члена уголовные наказания или административные санкции должны применяться к любому лицу, которое сознательно разрушит, исказит и испортит охраняемый памятник, ансамбль или достопримечательное место".
Кроме санкций за разрушение памятника либо среды, его окружающей, в соответствии с рекомендациями, должны предусматриваться меры к восстановлению его первоначального облика. Так, в пункте 48 рекомендаций изложено: "Уголовные или административные санкции должны налагаться на виновника любых других посягательств на охрану или состояние охраняемой ценности культурного и природного наследия и должны включать положения о восстановлении поврежденного достопримечательного места до его первоначального состояния в соответствии с научными техническими нормами".
И далее, в пункте 54 рекомендаций: "В бюджетах государственных органов должны предусматриваться специальные средства для охраны культурного и природного наследия, которому угрожают крупномасштабные или частные работы". С переходом на рыночные отношения объекты исторического центра, становясь товаром в системе купли-продажи без помощи государства, могут быть безвозвратно потеряны, так как владельцы их в ряде случаев не имеют соответствующих средств реставрации.
Важность и необходимость сохранения исторического центра Санкт-Петербурга отмечались в постановлении Совета Министров РСФСР еще в 1990 году. В этом году было принято постановление Совета Министров РСФСР от 29 июля 1990 года N 212 "О комплексном развитии и сохранении исторически сложившегося центра Ленинграда", согласно которому намечалось осуществление в 1990-2005 годах комплекса мероприятий по развитию и сохранению центра города и проведению первоочередных работ по его реконструкции и реставрации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР от 29 июля 1990 года N 212 Ленгорисполкому было поручено разработать в 1990 году и представить на утверждение в Совет Министров РСФСР согласованную в установленном порядке комплексную программу развития и сохранения исторически сложившегося центра Ленинграда до 2005 года, включающую концепцию его реконструкции и застройки, предложения по отдельным зонам, перечень памятников истории и культуры, подлежащих реставрации, а также других особо важных объектов, намечаемых к реконструкции и строительству. В 1991 году во исполнение этих постановлений Правительства Российской Федерации по заказу Ленгорисполкома разработана "Комплексная программа сохранения и развития исторически сложившегося центра Ленинграда" (59 томов), которая не была утверждена Ленгорисполкомом в связи с общими изменениями, произошедшими в стране.
Несмотря на то, что указанная программа не была представлена в Совет Министров РСФСР на утверждение, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с ранее принятыми постановлениями Правительства в 1990 - 1993 годы выделяли ассигнования из бюджета Российской Федерации на финансирование работ по выполнению комплекса мероприятий по реконструкции и реставрации центра Санкт-Петербурга.
В 1992 году постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года N 638 "Об организации работ по реализации закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" (приложением 1) принят новый порядок разработки и финансирования федеральных программ. Принятие этого постановления Правительства Российской Федерации не позволило продлить действие ранее принятому постановлению Совета Министров РСФСР, в результате чего в 1994 году прекратилось финансирование "Комплексной программы развития и сохранения исторически сложившегося центра Ленинграда" из федерального бюджета, что привело к незавершенности ранее начатых работ по реставрации и реконструкции и дальнейшему физическому разрушению важных объектов как федерального, так и местного значения.
Неудовлетворительное техническое и конструктивное состояние зданий в свою очередь не позволяет использовать их потенциал, в том числе и демонстрационный (в целях развития туризма), и тем самым косвенно снижается доля налогов, в том числе и в федеральный бюджет, т.е. доходность центра.
1.2. Указанные обстоятельства были учтены в самостоятельных инициативах правительства Санкт-Петербурга. На заседании коллегии мэрии 14 октября 1993 года N 8 было принято решение о разработке федеральной программы развития и сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. В развитие решения коллегии подписано соответствующее распоряжение мэра от 11 января 1994 года N 12, а 23 февраля 1994 года Комитетом по экономическому развитию утверждено техническое заседание на разработку этой Программы.
Принятые решения администрации Санкт-Петербурга поддержаны Правительством Российской Федерации - поручение от 14 ноября 1994 года N ВЧ-П20-35643 о разработке федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга".
1.3. В качестве основных материалов использованы:
акты обследования физического и технического состояния зданий (жилищного и нежилого фондов), мостов, набережных, парков, скверов, инженерно-транспортной инфраструктуры;
акты экологического обследования воздушного и водного бассейнов города;
перечни памятников истории, архитектуры и культуры, нуждающихся в первоочередных мероприятиях по восстановлению или консервации;
материалы "Комплексной программы развития и сохранения исторически сложившегося центра Ленинграда" 1991 года (в 59 томах). Расчеты по финансированию мероприятий по поддержанию, реставрации, реконструкции и капитальному ремонту зданий приняты по материалам указанной программы.