Недействующий

Об утверждении федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.08.02 N 630)

3. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

Город Санкт-Петербург основан Петром I в 1703 году. В течение XVIII-XIX веков он формировался как столица огромной российской империи. В результате был создан единственный в своем роде город с неповторимым обликом и регулярной планировкой, гармонично вписанный в ландшафт дельты реки Невы и Финского залива. Город впитал в себя опыт западноевропейской культуры и зодчества, творчески переосмысленный и увековеченный в безупречных архитектурно-градостроительных комплексах улиц, площадей и дворцовых ансамблей, объединенных единой архитектурно-планировочной идеей.

Санкт-Петербург представляет собой уникальное творение многих поколений зодчих: Трезини, Шлютера, Растрелли, Камерона, Ринальди, Захарова, Воронихина, Монферрана, Росси и других великих архитекторов. По количеству памятников истории и культуры, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства, их разнообразию и ценности равного ему нет в мире.

В документах Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО отмечено, что исторический центр Санкт-Петербурга - " ...единственное в своем роде и совершенное воплощение на обширном пространстве в течение 200 лет Европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом".

Исторически сложившиеся центральные районы Санкт-Петербурга с всемирно известными градостроительными и архитектурными ансамблями набережной реки Невы, Васильевского острова, Невского проспекта, Дворцовой площади, величественными памятниками истории и культуры, среди которых достойное место занимают Зимний дворец, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, комплексы Смольного являются памятниками не только национального, но и всемирного достояния. На сессии ЮНЕСКО в 1990 году исторический центр Санкт-Петербурга и дворцовые комплексы его окрестностей заслуженно включены в Список объектов всемирного наследия, находящихся под международной охраной.

Удачное расположение Санкт-Петербурга на выходе в Финский залив и Балтийское море сыграло огромную роль в становлении России. Город, по сути, стал для России "окном в Европу" и открыл широкие возможности для ее интеграции в мировые торгово-хозяйственные и культурные связи. В Санкт-Петербурге нашли свое воплощение все новые прогрессивные идеи во всех областях науки, культуры и искусства. Здесь долгие годы жили и работали известные ученые, великие художники и архитекторы, оставившие после себя неоценимое наследие, имеющее огромное значение для всего мирового сообщества.

После Октябрьской революции, особенно после переноса столицы государства в Москву, город постепенно начал утрачивать свое значение как центр мировой культуры и стал развиваться как индустриальный центр северо-западного региона России. Сократился приток финансовых ресурсов, направляемых в сферу культуры и науки. Особенно разрушительно это сказалось на историческом центре города, который традиционно выполнял функцию генератора культуры, приобщающего к ней сменяющиеся поколения горожан. Блестящая столица мощной Российской империи - Санкт-Петербург стал напоминать обветшалый и грязный индустриальный город. Не в лучшую сторону изменились структура и культура населения.

Смена приоритетов в развитии города, недостаток денежных средств, направляемых на развитие и сохранение исторического центра Санкт-Петербурга обусловили возникновение целого ряда проблем, к которым относятся:

разрушение и утрата памятников истории и культуры, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства;

неправильная эксплуатация исторических зданий, используемых в процессе жизнедеятельности города;

нерациональное использование территории исторического центра;

высокий уровень перенаселенности жилищного фонда исторической части города. Несоблюдение нормативов благоустроенности жилья;

загрязнение окружающей среды;

неразвитость транспортной и информационной инфраструктуры города;

перегруженность исторического центра города автотранспортом и отсутствие объездных дорог. Неудовлетворительное состояние городского общественного транспорта;

прогрессирующее старение инженерных сетей и сооружений, систем тепло- и энергообеспечения города;

недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры и неправильная эксплуатация объектов туризма.

Перечисленные проблемы не могут быть решены только за счет финансовых средств бюджета города. Практиковавшееся до недавнего времени финансирование остаточным методом расходов на культуру, науку и образование без учета приоритетов сохранения и развития исторической части Санкт-Петербурга, отсутствие должного контроля за расходованием денежных средств привели, в конечном счете, к дальнейшему разрушению материальных и культурных ценностей, имеющих мировое значение, а также обусловили снижение функциональнопотребительских качеств исторического центра и падение культуры, духовности и нравственности населения.

В первую очередь Программа обеспечит проведение работ по реставрации, восстановлению и сохранению объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, а также по проведению сохранности природной, архитектурной и исторической среды, окружающей памятники в границах исторического центра города.

Другой аспект реализации Программы обеспечит создание условий для превращения Санкт-Петербурга в центр развития мировой культуры, науки и искусства, в том числе за счет модернизации и развития морского, речного, воздушного и железнодорожного транспорта и систем телекоммуникации, а также создания туристической инфраструктуры, расширения форм и направлений международного делового, культурного и научного сотрудничества.

Кроме того, Программа предусматривает создание условий для повышения качества жизни населения исторического центра, в том числе: восстановление экологического равновесия, улучшение функционально-потребительских характеристик исторического центра на основе модернизации и реконструкции жилищного фонда, развития систем здравоохранения и коммунально-бытового обслуживания, городского общественного транспорта и дорожного хозяйства, капитального ремонта и модернизации инженерной инфраструктуры (систем газо-, электро-, водо- и теплоснабжения), и, что особенно важно, расширения сети учреждений культуры и искусства как основы для духовного развития и повышения культуры населения.

Принимая во внимание, что реализация Программы начнется в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов, необходимо предусмотреть в рамках Программы возможность наращивания финансового потенциала городского бюджета и увеличения объемов внебюджетного финансирования работ по реставрации и реконструкции исторического центра. Такой подход позволит в дальнейшем резко сократить долю федерального бюджета при финансировании основных затрат на реализацию Программы.

Программа предусматривает восстановление и сохранение памятников истории, культуры, науки и техники, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства, расположенных не только в исторической части города, но и в пригородах.

Памятники истории, архитектуры и искусства пригородов Санкт-Петербурга находятся в еще худшем состоянии, чем памятники исторической части города. Загородные дворцы-ансамбли тесно связаны с историей становления бывшей столицы России. Царское Село, Гатчина, Петергоф и другие дворцовые и парковые ансамбли - величайшее достижение не только российской, но и мировой культуры. В них собраны ценнейшие произведения живописи, ваяния и зодчества. Садово-парковая архитектура является мировым шедевром ландшафтного искусства. На реставрацию загородных дворцово-парковых ансамблей государством были затрачены большие средства. Программа рассматривает объекты городского центра, периферийные территории и ансамбли как единое целое.

Кроме этого, Программа предусматривает восстановление и сохранение исторических кладбищ и культовых памятников, являющихся неотъемлемой частью культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга.

До недавнего времени кладбища не находились под государственной охраной, им грозит полное уничтожение. Необходимо привести в порядок кладбища, расположенные в границах исторического центра Лазаревское, Тихвинское и Никольское, кладбища Александро-Невской Лавры, Смоленское кладбище, а также Волковское кладбище (включая "Литераторские мостки"), Новодевичье и частично Георгиевское (Охтинское) кладбища, находящиеся за пределами исторического центра.

Культовые памятники в течение десятилетий не использовались по прямому назначению и не реставрировались. Культовые здания-памятники переданы церковным приходам и религиозным общинам, которые в настоящее время не имеют средств на их реставрацию.

В Программе определены важнейшие задачи, подготовлен и реализован комплекс взаимоувязанных мероприятий, необходимых для их решения. Подробное описание каждого мероприятия в Программе не предусматривается. Ремонтно-реставрационные работы по основным объектам проводятся по индивидуальным проектам, включающим научные исследования, обоснование проектных решений и подготовку проектно-сметной документации. В Программе представлена общая характеристика мероприятий и укрупненная оценка необходимых затрат.

Проведение работ по реставрации и реконструкции осуществляется в соответствии с планом развития и сохранения исторического центра города, увязывающего воедино основные мероприятия. Ныне действующий генеральный план города, разработанный в 1987 году, не учитывает градостроительных аспектов, свойственных для рыночной экономики. Программа предусматривает разработку генерального плана исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы.