ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 1987 года N 326
О повышении роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов
(с изменениями на 3 февраля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Совмина СССР от 15 октября 1988 года N 1210 (изменения вступили в силу с 1 января 1989 года);
постановлением Совмина СССР от 10 августа 1990 года N 800;
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2020, N 0001202002130014) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80).
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, Советам Министров союзных республик в соответствии с установками XXVII съезда КПСС, январского (1987 год) Пленума ЦК КПСС, Основными направлениями перестройки высшего и среднего специального образования в стране обеспечить повышение эффективности вузовской науки, возрастание ее вклада в ускорение научно-технического прогресса, решение важнейших задач социально-экономического развития, улучшение качества подготовки кадров.
Существенно поднять теоретический уровень и актуальность выполняемых в высших учебных заведениях научно-исследовательских работ, расширить их масштабы, увеличить народнохозяйственную отдачу. Предусмотреть опережающее развитие фундаментальных исследований, рост объемов опытно-конструкторских и технологических разработок.
Устранить серьезные недостатки в организации и проведении научных исследований в высшей школе. Обеспечить формирование тематики научно-исследовательских работ в соответствии с потребностями общественного развития, упорядочить практику подготовки и утверждения планов исследований, их технико-экономическое обоснование. Концентрировать научные силы вузовских коллективов на комплексном решении крупных научных и научно-технических проблем.
Повысить ответственность ректоров, деканов, руководителей и коллективов кафедр и научных подразделений высших учебных заведений за качество исследовательских и опытно-конструкторских работ, организацию внедрения полученных результатов в народное хозяйство, а также оперативное использование их в учебном процессе.
2. В целях максимального использования научного потенциала высшей школы в проведении исследований по важнейшим направлениям науки и техники в интересах социально-экономического развития страны Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик определять конкретные задания высшим учебным заведениям на 1988-1990 годы и на период до 2000 года по реализации Продовольственной, Энергетической и других государственных программ, государственных планов развития науки и техники, Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, а также общесоюзных, республиканских, отраслевых и региональных научно-технических программ. Предусматривать при этом необходимое финансовое и ресурсное обеспечение для их успешного выполнения.
Учитывая концентрацию в высших учебных заведениях ученых и специалистов различного профиля, Государственному комитету СССР по науке и технике активнее привлекать вузы к сравнительной оценке достижений отечественной и мировой науки, анализу научно-технического уровня производства, проведению экспертизы проектов создания новых и реконструкции действующих предприятий, объединений и комплексов народного хозяйства, их социально-экономической эффективности.
3. Для усиления воздействия вузовской науки на повышение квалификации преподавательских кадров, развитие творческих способностей будущих специалистов Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, ректорам, руководителям факультетов и кафедр высших учебных заведений развивать научные исследования в тесной связи с решением задачи кардинального улучшения учебно-воспитательного процесса.
Постоянно обогащать содержание учебных курсов новейшими достижениями науки, проводить модернизацию действующих и создавать новые учебные лаборатории, привлекать к чтению лекций, проведению семинаров и других видов занятий научных сотрудников исследовательских подразделений высших учебных заведений.
Создавать условия для успешного развития научно-технического творчества студенческой молодежи, широкого участия студентов в выполняемых кафедрами научных исследованиях.
4. Ректоратам и партийным комитетам высших учебных заведений создавать в научных коллективах условия для плодотворной исследовательской работы, обстановку высокой требовательности, взаимной взыскательности, принципиальной научной критики, государственного отношения к решению задач ускорения научно-технического прогресса. Добиваться высоких конечных результатов исследований, сокращения сроков их реализации, воспитывать у вузовских работников чувство неудовлетворенности достигнутым, стремление выдвигать и решать принципиально новые, масштабные задачи.
Поднять роль ученых советов, всей научной общественности, факультетов и кафедр высших учебных заведений в определении основных направлений и тематики исследований, рассмотрении итогов научных работ и их промежуточных этапов. При подготовке перспективных и текущих планов предусматривать правильное распределение ресурсов, концентрируя их на завершающей стадии цикла "исследование - разработка - внедрение".
Более внимательно и требовательно подходить к отбору тематики работ, выполняемых по хозяйственным договорам. Не допускать расточительного использования государственных средств на выполнение заказов, не оказывающих существенного влияния на рост производительности труда, улучшение качества продукции. Обеспечить объективную оценку научного уровня и экономической эффективности исследований, не допускать фактов очковтирательства, завышения реального эффекта от внедрения полученных результатов, необоснованного премирования работников высших учебных заведений.
Целенаправленно использовать творческие возможности докторантов, аспирантов высших учебных заведений для развертывания исследований по авангардным направлениям науки. Формировать группы кадрового сопровождения крупных технических разработок из аспирантов и студентов - выпускников высших учебных заведений и распределять их на предприятия и в организации, где внедряется эта техника.
5. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству финансов СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах государственных планов экономического и социального развития и государственных бюджетов СССР и союзных республик ежегодное расширение объемов теоретических и поисковых исследований на кафедрах и в научно-исследовательских учреждениях высших учебных заведений, имея в виду к концу двенадцатой пятилетки увеличить их не менее чем в два-три раза. Обеспечить соответствующий рост бюджетных ассигнований на эти цели, выделять высшим учебным заведениям необходимые лимиты и фонды на приборы и оборудование.
Ректорам высших учебных заведений привлекать для развития фундаментальных исследований средства создаваемого в вузах фонда научно-технического и социального развития.
6. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и Советам Министров союзных республик обеспечить дальнейшее развитие фундаментальных исследований в высшей школе, прежде всего в университетах страны.
Повысить роль университетов как центров науки, культуры и образования. Полнее использовать открытия и другие достижения, полученные сложившимися в них крупными научными школами, для расширения поисковых и прикладных работ, обеспечивать на этой основе научный задел для создания принципиально новых технических решений, разработки важных социальных и экономических проблем. Формировать во главе с ведущими университетами межвузовские программы по приоритетным направлениям фундаментальных исследований. Совершенствовать деятельность университетов по подготовке теоретических кадров для академической и отраслевой науки, высшей школы и идеологических учреждений.
Укреплять связь высших учебных заведений с научными учреждениями Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий на основе совместных планов и программ по фундаментальным проблемам естествознания и обществоведения, участия в деятельности межотраслевых научно-технических комплексов, формирования объединенных исследовательских коллективов, кооперации в использовании уникального научного оборудования.
7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с Академией наук СССР обеспечить активное участие преподавателей кафедр общественных наук высших учебных заведений в исследовании проблем планомерного и всестороннего совершенствования социализма, изучении актуальных вопросов мирового развития.
Повысить теоретический уровень и практическую значимость научных разработок, усилив их прогностический характер. Добиваться, чтобы обществоведы постоянно держали в поле зрения новые явления социально-экономической жизни, обеспечивали их глубокое исследование, вырабатывали научно обоснованные рекомендации для центральных и региональных органов управления.
Совершенствовать практику программно-целевого планирования научной работы обществоведов, проведения исследований на основе заказов партийных, советских, хозяйственных органов. Шире привлекать кафедры общественных наук к разработке и реализации общесоюзных, республиканских и региональных целевых комплексных программ, направленных на решение актуальных теоретических и практических проблем. Осуществить меры по улучшению порядка внедрения в жизнь достижений общественных наук. Усилить их воздействие на формирование марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, общественное мнение, духовную жизнь советского общества.
8. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к значительному повышению эффективности прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, проводимых высшими учебными заведениями в интересах предприятий и организаций. Развивать совместную работу высших учебных заведений с министерствами и ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями на основе долгосрочных комплексных договоров и других форм интеграции вузовской науки и производства, обеспечивая в сжатые сроки решение крупных отраслевых и межотраслевых научно-технических проблем.
Руководителям высших учебных заведений, предприятий и организаций при проведении научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам устанавливать четкие обязательства и ответственность высших учебных заведений за качество исследований, а предприятий и организаций - за актуальность заказываемых работ, сроки и масштабы практического использования научных достижений. Включать эти исследования в перспективные и текущие отраслевые планы создания и внедрения новой техники, а также в планы объединений и предприятий. Министерствам и ведомствам навести строгий порядок в приемке и сдаче работ, определении их экономического и социального эффекта.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, строго контролировать выполнение научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам, предъявлять высокие требования к их научно-техническому уровню; за грубые нарушения установленного порядка организации научных исследований лишать права проведения таких работ кафедры, научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения.
Предоставить Министерству высшего и среднего специального образования СССР право создавать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами временные коллективы из работников высших учебных заведений, организаций и предприятий для конструкторской, экспериментальной доработки и ускорения внедрения наиболее эффективных научных достижений. Распространить на указанные коллективы действие постановления Совета Министров СССР от 23 января 1984 года N 86 "О мерах по обеспечению деятельности временных коллективов, создаваемых для проведения работ по решению перспективных научно-технических проблем межотраслевого характера" (СП СССР, 1984, N 6, ст.31).
____________________________________________________________________
Пункт 8 утратил силу в части распространения действия абзаца девятого постановления Совета Министров СССР от 23 января 1984 года N 86 - постановление Совмина СССР от 10 августа 1990 года N 800.
____________________________________________________________________
9. Возложить на Министерство высшего и среднего специального образования СССР разработку сводных планов финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых высшими учебными заведениями и научными учреждениями системы этого Министерства за счет средств государственного бюджета, а также по хозяйственным договорам в соответствии с потребностями организаций и предприятий - заказчиков таких исследований, предусматривая в планах объемы затрат, фонд заработной платы и численность работников. Представлять их в Госплан СССР и Государственный комитет СССР по науке и технике для включения в годовые государственные планы экономического и социального развития СССР.
10. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить меры, направленные на ускорение внедрения завершенных высшими учебными заведениями работ, повысить требовательность к исполнителям и заказчикам за широкое использование результатов научных исследований.
Для выпуска образцов и малых серий новых изделий, научных приборов и оборудования, организации малотоннажных производств осуществить в двенадцатой пятилетке за счет капитальных вложений заинтересованных министерств и ведомств, а в последующие годы с их долевым участием строительство объектов опытно-конструкторских, конструкторско-технологических и технологических бюро, опытных производств при высших учебных заведениях согласно приложениям N 1 и 2*. Обеспечить на этой базе увеличение в 3-4 раза объемов конструкторско-технологических и опытно-экспериментальных работ, выполняемых по хозяйственным договорам.
________________
* Текст приложений в Собрание постановлений Правительства СССР не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".
Министерству высшего и среднего специального образования СССР в целях сокращения сроков и расширения масштабов внедрения в производство завершенных исследований представлять ежегодно в Государственный комитет СССР по науке и технике, Госплан СССР, заинтересованные министерства и ведомства, постоянные органы Совета Министров СССР перспективные разработки высших учебных заведений, применение которых может дать значительный народнохозяйственный эффект, для включения их в годовые государственные планы экономического и социального развития СССР, планы министерств и ведомств, межотраслевых научно-технических комплексов.
11. Для повышения ответственности высших учебных заведений за научно-технический уровень и эффективность исследований, улучшения планирования, финансирования, материально-технического обеспечения и организации научно-исследовательских работ распространить действие пункта 3 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 апреля 1978 года N 271 "О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" (СП СССР, 1978, N 10, ст.66) на высшие учебные заведения, выполняющие исследования, имеющие важное народно-хозяйственное значение, согласно приложению N 3*.
________________
* Текст приложений в Собрание постановлений Правительства СССР не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".
12. Установить, что представления о создании новых научно-исследовательских организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, вносятся в Совет Министров СССР Государственным комитетом СССР по науке и технике или Госстроем СССР после рассмотрения с Министерством высшего и среднего специального образования СССР возможностей разработки вновь возникающих научных проблем в высших учебных заведениях.
13. В целях оперативной переориентации научных коллективов на новые, приоритетные направления науки и техники, упорядочения сети научно-исследовательских учреждений:
разрешить министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и Советам Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Министерством высшего и среднего специального образования СССР создавать, реорганизовывать и ликвидировать в высших учебных заведениях проблемные научно-исследовательские лаборатории;
предоставить право Министерству высшего и среднего специального образования СССР по представлению министерств и ведомств СССР, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и Советов Министров союзных республик в пределах выделяемых финансовых и трудовых ресурсов создавать и реорганизовывать в высших учебных заведениях научно-исследовательские секторы, опытно-конструкторские и проектно-технологические бюро.
Установить, что руководство научными учреждениями и подразделениями, научно-исследовательскими темами в высших учебных заведениях осуществляется, как правило, профессорами и высококвалифицированными преподавателями.
14. Пункт утратил силу - постановление Совмина СССР от 10 августа 1990 года N 800. - См. предыдущую редакцию.
15. Пункт утратил силу с 1 января 1989 года - постановление Совмина СССР от 15 октября 1988 года N 1210. - См. предыдущую редакцию.
16. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, планировать начиная с 1987 года прибыль хозрасчетных предприятий высших учебных заведений и межвузовских центров обслуживания научных исследований в размере до 15 процентов себестоимости изготовляемой ими продукции (выполняемых услуг).
Установить, что 25 процентов прибыли указанных предприятий (центров) направляется в доход государственного бюджета, а 75 процентов остается в распоряжении предприятий (центров) и расходуется на развитие и обновление их материально-технической базы сверх лимитов государственных капитальных вложений, а также на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, на образование фонда материального поощрения. Неиспользованные средства переходят на следующий год и изъятию у высших учебных заведений не подлежат.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в 3-месячный срок разработать и утвердить положение о порядке образования и использования указанного фонда.
17. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР и Госснабу СССР предусматривать в государственных планах экономического и социального развития СССР, начиная с тринадцатой пятилетки, выделение Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик соответствующих средств, лимитов и фондов на материально-технические ресурсы для строительства, реконструкции и технического оснащения научных подразделений высших учебных заведений и межвузовских центров обслуживания научных исследований по отрасли "Наука и научное обслуживание".
Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в первоочередном порядке удовлетворять потребности высших учебных заведений и межвузовских центров обслуживания научных исследований в научных приборах, оборудовании, комплектующих изделиях и материалах, а также поставлять высшим учебным заведениям по согласованной с Министерством высшего и среднего специального образования СССР номенклатуре образцы приборов, оборудования и другой новой техники из первых установочных партий с необходимой технической документацией к ним.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, по согласованию с Министерством финансов СССР и министерствами финансов союзных республик установить учебным заведениям нормы запасов сырья, материалов и комплектующих изделий в размере до 20 процентов суммы годового объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
18. Пункт не действует на территории Российской Федерации с 21 февраля 2020 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80. - См. предыдущую редакцию.
19 .
________________
Пункт 19 не приводится как содержащий разовое задание.
20. Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечивать информационное обслуживание высших учебных заведений по их заявкам силами общегосударственных центров, отраслевых и республиканских органов научно-технической информации, в том числе Национального центра автоматизированного обмена информацией с зарубежными сетями ЭВМ и банками данных.
21. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и Советам Министров союзных республик с участием Государственного комитета СССР по стандартам улучшить метрологическое обслуживание научно-исследовательских работ, проводимых в высших учебных заведениях. Разработать и осуществить в двенадцатой и тринадцатой пятилетках меры по совершенствованию работы метрологических лабораторий высших учебных заведений, созданию сети региональных и специализированных служб государственной поверки, ремонта и контроля приборов и средств измерений при крупных вузах и межвузовских центрах обслуживания научных исследований.
22. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Главному комитету Выставки достижений народного хозяйства СССР, Всесоюзному обществу "Знание" усилить пропаганду достижений высших учебных заведений в развитии науки и техники и накопленного ими положительного опыта внедрения результатов научных исследований в производство и учебный процесс, широко освещать деятельность передовых коллективов высших учебных заведений по выполнению решений XXVII съезда КПСС, направленных на дальнейшее ускорение научно-технического прогресса.