Снижение уровня инфляции и сокращение бюджетного дефицита ключевые задачи финансово-экономической политики. Сдерживание в 1996 году темпов инфляции в пределах 1,9 процента в месяц, неинфляционное покрытие бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе окажут положительное воздействие на инвестиционную активность и создание рабочих мест. Однако этот процесс противоречив: наряду с перспективными организациями, способными привлечь инвестора, имеется большое число производств, не представляющих инвестиционного интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых остается.
Снижение бюджетного дефицита и необходимость сокращения бюджетных расходов оборачиваются недофинансированием бюджетного сектора экономики. Последний становится источником безработицы. Стоит задача перейти на стабильный режим финансирования бюджетного сектора экономики, стабилизировать рабочие места, остановить экономически не оправданный отток кадров.
Внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация части организаций топливно-энергетического комплекса, металлургии, лесной и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической промышленности способствует стабилизации или повышению производства и спроса на рабочую силу. Дополнительное стабилизирующее влияние на рынок труда могут оказать стимулирование зарубежных инвестиций, завершение создания системы государственного контроля за экспортом и импортом, регулирование импорта с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств и сохранение на них рабочих мест.
Перераспределение работающих между государственным и негосударственным секторами экономики привело к преобладанию удельного веса работающих в негосударственном секторе. Численность занятых в нем составляет 40,2 млн. человек (60 процентов общей численности работающих) и продолжает расти, в 1996 году возрастет до 61-67 процентов от общей численности работающих, а в 1997 году - до 67-70 процентов.
Негосударственные организации, особенно мелкие и средние, самостоятельно оперируя на рынке, создают возможность для занятости миллионов граждан без прямого централизованного финансового участия государства. Численность граждан, непосредственно связанных с негосударственным сектором экономики, составила в 1995 году около 20 млн. человек, или почти треть экономически активного населения страны. Ожидается, что в 1996-1997 годах в этих организациях в основном будут создаваться новые рабочие места. В 1996-1997 годах ставится задача создания критической массы малых предприятий при росте их числа в 1,5-2 раза. В результате количество малых предприятий может достичь 2-2,5 млн., что обеспечит создание 600-800 тыс. новых рабочих мест. Таким образом, изменилась роль государства и нового экономического сектора в обеспечении занятости населения.
Вместе с тем процесс смены собственника неоднозначно влияет на рынок труда. Эффективный собственник, ответственный не только за экономическую эффективность деятельности предприятия, но и за судьбу трудового коллектива, только формируется. Существует риск резкого сокращения излишней численности персонала на приватизированных предприятиях.
Расширились возможности для самостоятельной предпринимательской деятельности граждан. Доля лиц ненаемного труда (фермеров, владельцев индивидуальных предприятий, граждан, работающих индивидуально) составляет примерно 10 процентов от общей численности занятых в экономике.
Банкротства. Процедура банкротства является инструментом вывода организаций из кризисной зоны, сохранения экономически целесообразных и создания новых рабочих мест, сохранения трудового коллектива для обновленного производства.
На конец 1995 года в России из числа федеральных государственных унитарных и иных организаций, в уставном капитале которых доля собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет не менее 25 процентов, неплатежеспособными признаны 3,3 тыс. организаций с общей численностью работающих около 2,7 млн. человек. Ликвидированы или находятся в стадии ликвидации 127 организаций из общего числа организаций, признанных неплатежеспособными.
В 1996 году не ожидается массового закрытия организаций и соответствующего неконтролируемого высвобождения кадров по причине банкротства.