Ежегодно на железнодорожном транспорте получают травму более 1500 раз или 0,1% от всего количества работников, из которых каждый десятый погибает. Около 10% работников заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и безопасности труда.
Наиболее травмоопасным в отрасли является труд электромехаников и электромонтеров, бригадиров и монтеров пути, машинистов локомотивов и помощников, слесарей по ремонту подвижного состава и оборудования.
Основными причинами производственного травматизма являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, нарушение технологического процесса, недостатки в обучении безопасным приемам труда, нарушение правил дорожного движения.
При этом снижение травмобезопасности происходит вследствие конструктивных недостатков эксплуатируемого оборудования, низкого уровня технической оснащенности предприятий, изношенности оборудования и механизмов, применения устаревших технологий, недостаточной эффективности средств коллективной защиты, систем оповещения работающих на путях от наезда подвижного состава и низкого уровня механизации работ.
Настоящая Методика предназначена для проведения работ по оценке травмобезопасности рабочих мест предприятий железнодорожного транспорта, кроме того, она может быть использована при экспертизе результатов аттестации рабочих мест следующих профессий работников предприятий железнодорожного транспорта: машинист кранов (код 13790), машинист крана автомобильного (код 13788), стропальщик (код 18809), токарь (код 19149), фрезеровщик (код 19479), сверловщик (код 18355), столяр (код 18874), газосварщик (код 11620), электросварщик ручной сварки (код 19906), маляр (код 13450), аккумуляторщик (код 10047), кузнец на молотах и прессах (код 13225), водитель автомобиля (код 11442), плотник (код 16671), каменщик (код 12680), тракторист (код 19203), инженер по охране труда и технике безопасности (код 22366).
В рамках настоящей Методики определены:
- область применения методики;
- терминология, используемая при аттестации травмобезопасности рабочих мест предприятий железнодорожного транспорта;
- основные положения по оценке травмобезопасности рабочих мест на предприятиях железнодорожного транспорта;
- требования травмобезопасности таких общих профессий железнодорожного транспорта;
- требования к оформлению протоколов оценки травмобезопасности рабочих мест.
Настоящая Методика содержит формы протокола оценки травмобезопасности рабочего места, ведомости рабочих мест и результатов оценки их травмобезопасности, плана мероприятий по улучшению условий безопасности труда.