Недействующий

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
заработной платы и охраны труда
С.М.Данилов
17 июня 1999 года N ЦЗТ-34-99

     
МЕТОДИКА
аттестации рабочих мест предприятий железнодорожного транспорта на травмобезопасность

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтранса России от 14 декабря 2015 года N 362
____________________________________________________________________

     

     
Введение



Ежегодно на железнодорожном транспорте получают травму более 1500 раз или 0,1% от всего количества работников, из которых каждый десятый погибает. Около 10% работников заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и безопасности труда.

Наиболее травмоопасным в отрасли является труд электромехаников и электромонтеров, бригадиров и монтеров пути, машинистов локомотивов и помощников, слесарей по ремонту подвижного состава и оборудования.

Основными причинами производственного травматизма являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, нарушение технологического процесса, недостатки в обучении безопасным приемам труда, нарушение правил дорожного движения.

При этом снижение травмобезопасности происходит вследствие конструктивных недостатков эксплуатируемого оборудования, низкого уровня технической оснащенности предприятий, изношенности оборудования и механизмов, применения устаревших технологий, недостаточной эффективности средств коллективной защиты, систем оповещения работающих на путях от наезда подвижного состава и низкого уровня механизации работ.

Настоящая Методика предназначена для проведения работ по оценке травмобезопасности рабочих мест предприятий железнодорожного транспорта, кроме того, она может быть использована при экспертизе результатов аттестации рабочих мест следующих профессий работников предприятий железнодорожного транспорта: машинист кранов (код 13790), машинист крана автомобильного (код 13788), стропальщик (код 18809), токарь (код 19149), фрезеровщик (код 19479), сверловщик (код 18355), столяр (код 18874), газосварщик (код 11620), электросварщик ручной сварки (код 19906), маляр (код 13450), аккумуляторщик (код 10047), кузнец на молотах и прессах (код 13225), водитель автомобиля (код 11442), плотник (код 16671), каменщик (код 12680), тракторист (код 19203), инженер по охране труда и технике безопасности (код 22366).

В рамках настоящей Методики определены:

- область применения методики;

- терминология, используемая при аттестации травмобезопасности рабочих мест предприятий железнодорожного транспорта;

- основные положения по оценке травмобезопасности рабочих мест на предприятиях железнодорожного транспорта;

- требования травмобезопасности таких общих профессий железнодорожного транспорта;

- требования к оформлению протоколов оценки травмобезопасности рабочих мест.

Настоящая Методика содержит формы протокола оценки травмобезопасности рабочего места, ведомости рабочих мест и результатов оценки их травмобезопасности, плана мероприятий по улучшению условий безопасности труда.

1. Область применения

1.1. Настоящая Методика устанавливает единые требования, предъявляемые к оцениваемым и аттестуемым рабочим местам общих профессий предприятий железнодорожного транспорта.

1.2. Аттестация рабочих мест на травмобезопасность проводится на основании постановления Минтруда России N 12 от 14 марта 1997 года (Указание МПС РФ N 259 пр-у от 22 июля 1997 года).

1.3. Оценке травмобезопасности подлежат все рабочие места производственных подразделений предприятий железнодорожного транспорта.

1.4. Аттестации подлежат рабочие места предприятий железнодорожного транспорта согласно их штатных расписаний и перечня оборудования, используемого на аттестуемых рабочих местах (например, указанных в техническом паспорте предприятия).

1.5. При аттестации рабочих мест на травмобезопасность необходимо проанализировать:

- статистическую информацию производственного травматизма по типам оборудования, профессиям работников и их квалификации, по причинам травматизма, времени нетрудоспособности работников предприятий железнодорожного транспорта;

- учитывается обеспеченность нормативной документацией по охране труда (ГОСТы, ОСТы, правила, инструкции и т.д.).

1.6. Единство получения результатов оценки травмобезопасности рабочих мест обеспечивается настоящей Методикой.

Результаты оценки и аттестации рабочих мест могут быть признаны в качестве компетентной и достоверной информации при проведении работ по сертификации производственных объектов федерального железнодорожного транспорта на соответствие требованиям по охране труда.

1.7. Настоящая Методика предназначена для руководства и использования:

- инженерами по охране труда и техники безопасности предприятий железных дорог;

- инженерами по охране труда предприятий железнодорожного транспорта;

- экспертами, имеющими право проведения работ по оценке, аттестации и экспертизе результатов аттестации травмобезопасности рабочих мест предприятий железнодорожного транспорта;

- специалистами экспертных центров по охране труда производственных объектов федерального железнодорожного транспорта в системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- руководителями и специалистами предприятий и подразделений железнодорожного транспорта.

2. Определения

2.1. Методика аттестации - организационно-методический документ, требования которого обязательны к выполнению при аттестации рабочих мест производственных объектов железнодорожного транспорта на травмобезопасность, включающий в себя требования по организации работ по оценке и аттестации рабочих мест.

2.2. Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.

2.3. Травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

2.4. Аттестация на травмобезопасность рабочего места - система анализа и оценки рабочих мест для подтверждения безопасности труда на рабочем месте, разработки и проведения мероприятий по обеспечению безопасности труда на рабочих местах, ознакомления работников с условиями травмобезопасности, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям травмобезопасности.

3. Общие положения

3.1. Аттестации рабочих мест по результатам оценки травмобезопасности подлежат рабочие места всех предприятий железнодорожного транспорта, в штате которого имеются работники данных профессий.

3.2. Оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда: государственных стандартов системы безопасности труда (ГОСТ ССБТ), отраслевых стандартов системы безопасности труда (ОСТ ССБТ), правил безопасности (ПБ), правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), правил эксплуатации электроустановок потребителей (ПУЭ), инструкций по безопасности (ИБ), правил по охране труда межотраслевых (ПОТ М), правил по охране труда отраслевых (ПОТ О), типовых (отраслевых) инструкций по охране труда (ТОИ), отраслевых организационно-методических документов (положений, методических указаний, рекомендаций), а также других нормативных правовых актов по охране труда, разработанных и утвержденных МПС России.

3.3. В случаях, когда отсутствуют государственные стандарты и межотраслевые нормативные правовые акты по охране труда, аттестация проводится на соответствие требованиям отраслевых нормативных правовых актов, обеспечивающих на рабочих местах выполнение требований травмобезопасности рабочих мест.

3.4. Нормативной базой, используемой при проведении аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности для предприятий железнодорожного транспорта являются нормативные правовые документы, приведенные в приложении 1.

3.5. Результаты аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности используются в целях:

- планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

- сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

- решения вопросов, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

- рассмотрения вопросов о рекламациях, предъявляемых к предприятиям - изготовителям производственного оборудования, инструмента на предприятиях федерального железнодорожного транспорта;

- ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

- включения в трудовой договор вопросов улучшения условий и охраны труда работников предприятия.

3.6. Сроки проведения аттестации на травмобезопасность рабочих мест устанавливаются руководителем предприятия исходя из изменения условий и характера труда, присвоенного класса опасности, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последней аттестации.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации, например, при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда.

3.7. Оценка рабочих мест по фактору травмобезопасности проводится предприятием федерального железнодорожного транспорта самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, специалисты которых имеют разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.

3.8. Травмобезопасность рабочих мест обеспечивается исключением возможности повреждений частей тела человека, которые могут быть получены в результате воздействия опасных и вредных производственных факторов:

- движущихся машин и механизмов;

- незащищенных подвижных элементов производственного оборудования, движущихся изделий, заготовок, материалов;

- повышенной или пониженной температуры оборудования, материалов;

- повышенного напряжения в электрической цепи, замыкание которого может произойти через тело человека;

- недостаточной освещенности рабочей зоны;

- агрессивных и ядовитых химических веществ при попадании их на кожу, в глаза или легкие при вдыхании;

- повреждений, полученных при падениях (обычно подразделяемых на два вида: падения на человека различных предметов и падения человека в результате подскальзывания, запинания, падения с высоты или внезапного ухудшения здоровья).

3.9. Травмобезопасность рабочего места по результатам оценки устанавливается по одному из трех классов опасности:

- первый - оптимальный. Полное соответствие производственного оборудования, инструментов, приспособлений, средств обучения и инструктажа нормативным требованиям;

- второй - допустимый. Отклонения от требований безопасности труда на рабочих местах, не выходящие за рамки допустимых требований безопасности, например, не снижающие защитных функций средств коллективной защиты (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление крепления отдельных крепежных деталей оборудования и т.п.);

- третий - опасный.

3.10. На основе проведенной работы по оценке травмобезопасности рабочих мест комиссией разрабатывается план мероприятий по улучшению условий безопасности труда работников предприятий федерального железнодорожного транспорта.

3.11. Перед началом работ по оценке травмобезопасности рабочих мест инженером по охране труда совместно со специалистами предприятия - членами аттестационной комиссии - составляется ведомость рабочих мест, в которой определяется перечень и состав оборудования, подлежащего оценке по фактору травмобезопасности на каждом рабочем месте.

Форма ведомости рабочих мест и результатов оценки их травмобезопасности приведена в приложении 2.

3.12. План мероприятий по улучшению условий безопасности труда подписывается председателем комиссии, утверждается руководством предприятия федерального железнодорожного транспорта и, при необходимости, включается в коллективный договор предприятия.

3.13. Ведомость рабочих мест должна содержать полный перечень рабочих мест. При ее составлении учитываются списки оборудования, указанного в официальных документах предприятия, при этом проверяется и указывается фактическое наличие оборудования на рабочих местах. Если выявляется оборудование, изготовленное предприятием самостоятельно, но учтенное в официальных документах, то такое оборудование также включается в ведомость рабочих мест.

3.14. Разработка плана мероприятий по улучшению условий безопасности труда на рабочих местах на предприятии осуществляется по результатам оценки травмобезопасности рабочих мест.

Форма плана мероприятий по улучшению условий безопасности труда приведена в приложении 3.

3.15. Срок хранения результатов аттестации - не менее 45 лет.

4. Требования травмобезопасности рабочих мест общих профессий железнодорожного транспорта

4.1. Оценка травмобезопасности рабочих мест всех профессий железнодорожного транспорта осуществляется на основании требований травмобезопасности, предъявляемых к рабочим местам.

4.2. Перечень требований травмобезопасности профессий: машинист крана (мостового), машинист крана автомобильного, стропальщик, водитель автомобиля, плотник, каменщик, тракторист (бульдозерист), инженер по охране труда и технике безопасности, маляр, токарь, фрезеровщик, сверловщик, столяр, газосварщик, электросварщик ручной сварки, аккумуляторщик, кузнец на молотах и прессах приведен в приложении 4.

4.3. Анализ нормативной документации по охране труда производственных (ремонтных) участков предприятий железнодорожного транспорта проводится на основании требований, предъявляемых к содержанию инструкций предприятия по охране труда для работников отдельных профессий.

Основополагающими документами при разработке и оценке этих нормативных документов являются: Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда (далее по тексту - Положение) и Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 года N 129 и Министерства путей сообщения РФ N 619.

Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, а также надзор и контроль за их соблюдением.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»