Действующий

Дело "Познахирина (Poznakhirina) против Российской Федерации"

А. Приемлемость жалобы

14. Власти Российской Федерации оспорили приемлемость данной жалобы на том основании, что заявитель не исчерпала внутренние средства правовой защиты. Они утверждали, что первоначальный иск заявителя о взыскании в ее пользу денежной суммы должен был быть подан не только к Главному финансовому управлению администрации Воронежской области, но и к самой администрации Воронежской области. Они утверждали, что такой иск привел бы к вынесению решения, которое бы с большей вероятностью было исполнено.

15. В ответ на возражения властей Российской Федерации заявитель сослалась на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 13 февраля 2002 года, в котором указывалось, что для обеспечения исполнения судебного решения от 5 января 2000 года не требуется подачи последующего иска.

16. Европейский Суд напомнил, что пункт 1 статьи 35 Конвенции, устанавливающий требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты, предусматривает распределение бремени доказывания. Власти государства-ответчика, утверждая о неисчерпании внутренних средств правовой защиты, должны убедить Европейский Суд в том, что данное средство правовой защиты эффективно и доступно как теоретически, так и на практике на момент рассматриваемых событий, то есть оно было доступно и являлось таковым, что могло устранить предмет жалобы заявителей и иметь разумные шансы на успех (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Сельмуни против Франции" (Selmouni v. France), жалоба N 25803/94, ECHR 1999-V, § 76, и Решение Европейского Суда по делу "Мифсуд против Франции" (Mifsud v. France), жалоба N 57220/00, ECHR 2002-VIII, § 15). Далее Европейский Суд напомнил, что внутренние средства правовой защиты должны быть эффективными в том смысле, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или его прекращать, равно как и предоставлять адекватную компенсацию за уже произошедшее нарушение (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Кудла против Польши" (Kudla v. Poland), жалоба N 30210/96, ECHR 2000-XI, § 158).

17. Европейский Суд отметил, что законность судебного решения, вынесенного по иску к Главному финансовому управлению администрации Воронежской области 5 января 2000 года, не оспаривается. Более того, отдельным судебным решением от 13 февраля 2002 года возможность его исполнения была подтверждена. Европейский Суд счел, что имея судебное решение и исполнительный лист о взыскании средств с конкретного органа государственной власти, заявитель не должна была по своей инициативе подавать дополнительно исковые заявления к различным органам власти для исполнения вынесенных судебных решений. Более того, даже если предположить, что заявитель подала бы иски к администрации Воронежской области, проблема, лежащая в неисполнении судебного решения от 5 января 2000 года, осталась бы. Европейский Суд пришел к выводу, что такой иск не стал бы эффективным средством правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции.

18. Таким образом, Европейский суд не счел, что заявитель должна была исчерпать внутренние средства правовой защиты посредством подачи последующих исковых заявлений к иному ответчику.

19. Европейский Суд отметил, что жалоба заявителя не является явно необоснованной по смыслу пункта 3 статьи 35 Конвенции. Далее Европейский Суд отметил, что не является она неприемлемой и по иным основаниям. Таким образом, жалоба должна быть объявлена приемлемой для рассмотрения по существу.