Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 12 января 2006 года N 03-06-01-02/01
О правомерности предоставления льгот по
налогу на имущество организаций
Минфин России рассмотрел ваше письмо о правомерности предоставления льгот по налогу на имущество организаций аптечным учреждениям в отношении имущества, используемого ими для торговли и изготовления лекарственных средств и организациям в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в том числе, для нужд здравоохранения.
Как следует из данной нормы Кодекса организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от своей формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что главой 30 Кодекса не определено, какое имущество в целях применения данной льготы относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества аптечных учреждений, с учетом статьи 11 Кодекса, следует руководствоваться нормами "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 (далее - "Основы"), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со статьей 3 "Основ", законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих "Основ", иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 "Основ" они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Статьями 12, 13 и 14 "Основ" определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности относятся соответственно к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения.
При этом аптечные учреждения, входящие в государственную и муниципальную систему здравоохранения, по существу несут возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, отнесенную статьей 2 "Основ" к основным принципам охраны здоровья граждан.
Кроме того, в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти, установленных пунктом 14 статьи 5 "Основ" и предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении, приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 октября 2005 года N 7070) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно пункту 4 данной номенклатуры к аптечным учреждениям относятся: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.
Следует также принимать во внимание, что в соответствии с приказом Минздрава России от 4 марта 2003 года N 80 (зарегистрирован в Минюсте России 17 марта 2003 года N 4272) "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", в число функций, которые могут осуществлять аптечные организации, входит и оказание первой медицинской помощи, а также оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Учитывая изложенное считаем, что аптечные учреждения, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
При рассмотрении вопроса о возможности применения данной льготы необходимо учитывать нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 154 которого определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включающая в себя такие понятия как:
плата за пользование жилым помещением (плата за наем);
плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плата за коммунальные услуги.
Таким образом понятия "плата за пользование жилым помещением" и "плата за содержание и ремонт жилого помещения" отделены от понятия "плата за коммунальные услуги".
К расходам по содержанию и ремонту указанных объектов, по нашему мнению, относятся расходы, связанные непосредственно с определенными жилищным законодательством обязанностями по обеспечению сохранности жилищного фонда и поддержанию его в эксплуатационном состоянии.
В частности, к целевому финансированию для определения права на указанную налоговую льготу может быть отнесено выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на капитальный ремонт объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, на техническое обслуживание, содержание указанных объектов, покрытие убытков от их содержания.
Кроме того, к целевому финансированию на содержание указанных объектов может быть отнесено также возмещение выпадающих расходов, образовавшихся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья при условии поступления средств на счета организаций непосредственно из указанных бюджетов.
Директор Департамента
М.А.Моторин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка