Основной проблемой развития авиационной промышленности является несоответствие масштаба и структуры ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли как гражданского, так и военного назначения.
В отрасли наблюдается падение технологического уровня производства и проектирования, старение основных производственных фондов, а также отток квалифицированных кадров.
Целью стратегии развития авиационной промышленности является восстановление конкурентной позиции авиационной промышленности на внутреннем рынке России и увеличение объемов экспорта продукции и услуг авиационной промышленности.
Основными направлениями реализации стратегии развития авиационной промышленности являются:
а) формирование рационального продуктового ряда, в том числе продвижение на рынок готовых к серийному производству самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и других), имеющих ограниченную конкурентоспособность, реализация проектов создания "переходного продукта" - региональных пассажирских самолетов RRJ, поиск и реализация "прорывного проекта" в гражданском авиастроении в кооперации с ведущими иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора, создание вертолетов нового поколения, реализация проекта "истребитель пятого поколения", создание семейства военно-транспортных самолетов, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческой эксплуатации, реализация проектов создания перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов;
б) формирование новой организационной структуры авиапромышленности, в том числе создание объединенной авиастроительной компании в рамках частно-государственного партнерства и повышение капитализации ее активов;
в) реформирование системы государственного управления авиастроительными проектами;
г) модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса, в том числе:
переход к предметно-ориентированной организации производства на специализированных предприятиях при небольшом числе предприятий - финальных сборщиков;
оптимизация проектной базы на основе концентрации материальной и кадровой составляющих конструкторского потенциала при максимальном сохранении информационно-проектного потенциала;
перевод систем управления предприятий на сквозную информационную технологию организации и управления разработками, производством и послепродажной поддержки продукции;
финансирование создания новых проектно-конструкторских решений и технологий, определяющих конкурентоспособность авиатехники, а также создания авиаконцептов (демонстрационных проектов);
государственная поддержка развития инфраструктуры авиастроения (наука, испытательная база, информационная среда, подготовка кадров);
д) поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе:
развитие лизинга авиатехники, распространение практики лизинга на поставки по военно-техническому сотрудничеству;
экспортное кредитование поставок авиатехники;
внесение изменений в законодательство, смягчающих ограничения на международную кооперацию и привлечение частного капитала, в партнерстве с которым предполагается реализация новых прорывных проектов и развитие конкурентоспособного производства авиакомплектующих.
В результате реализации стратегии предполагается возвращение российской авиационной промышленности на мировой рынок в качестве одного из центров авиастроения и обеспечение к 2015 году контроля над 5 процентами мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (в физическом выражении). За период реализации стратегии предполагается реализовать на внутреннем рынке до 20 широкофюзеляжных самолетов Ил-96, около 60 узкофюзеляжных самолетов Ту-204 разных модификаций, а также более 100 региональных самолетов RRJ. Ожидаемые объемы продаж на внешнем рынке авиационной техники составят к 2015 году до 20 самолетов Ил-96, до 20 самолетов Ту-204 и более 250-300 региональных самолетов RRJ.