Совершенствование корпоративного управления должно рассматриваться как одно из институциональных условий экономического роста.
К числу приоритетных направлений совершенствования корпоративного управления следует отнести:
ужесточение требований к раскрытию информации и ответственности за содержание раскрываемой информации для публичных компаний;
совершенствование правового регулирования аффилированных лиц, включая повышение эффективности использования понятия аффилированности при регулировании корпоративных отношений, а также развитие системы учета и раскрытия информации об аффилированных лицах и бенефициарных владельцах;
расширение требований по обязательному привлечению независимых оценщиков;
введение механизмов привлечения к гражданско-правовой ответственности членов совета директоров, органов контроля и иных должностных лиц акционерных обществ за причинение ущерба акционерному обществу или акционерам.
В сфере корпоративного управления необходимо совершенствование механизмов защиты прав акционеров, предусматривающее решение следующих задач:
нормативное правовое закрепление эффективной практики корпоративного управления;
соблюдение в законодательстве баланса прав и интересов различных групп акционеров;
развитие и совершенствование нормативного правового регулирования отдельных вопросов корпоративного законодательства (реорганизация, слияния и поглощения, крупные сделки и сделки с заинтересованностью);
формирование эффективной и прозрачной системы контроля и правоприменения, включая надзор за полнотой и содержанием раскрываемой бухгалтерской отчетности.
В рамках реализации указанных направлений также необходимо:
сформировать различный подход к раскрытию информации, стандартам корпоративного управления для публичных и непубличных компаний;
уточнить понятие "аффилированные лица" (в том числе конкретизировать перечень оснований признания аффилированности), их обязанности и ответственность за нераскрытие информации, усиление полномочий органов власти по выявлению аффилированных лиц; усилить контроль и проводить мониторинг за действиями исполнительных органов акционерных обществ со стороны советов директоров. Также необходимо определить механизмы ответственности членов совета директоров за причинение ущерба обществу или акционерам;
реализовать меры, препятствующие выводу активов и трансфертному ценообразованию в ущерб интересам акционеров, кредиторов, государства, а также меры по совершенствованию практики применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации, налогового законодательства, норм международного права, в том числе в сфере офшорного законодательства. Важное значение в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой финансовой информации о результатах деятельности публичных компаний будет иметь введение консолидированной финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности, а также обязательного ее аудита.
Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на создание общедоступной системы раскрытия информации, совершенствование системы бухгалтерской отчетности путем использования Международных стандартов финансовой отчетности. Основными направлениями совершенствования бухгалтерской отчетности являются повышение качества информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности, изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Важным направлением является дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности, включая ужесточение требований к независимости аудиторов и строгому следованию ими нормам профессиональной этики, изменение системы аттестации аудиторов, усиление внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, развитие саморегулирования в этой сфере.
Большое значение имеют совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего оценочную деятельность, и повышение ответственности независимого оценщика.
Совершенствование законодательства о банкротстве должно осуществляться по следующим направлениям:
обеспечение баланса прав, интересов и ответственности участников дел о банкротстве и процедур банкротства;
развитие саморегулирования в сфере банкротства;
уточнение процессуальных вопросов проведения процедур банкротства;
регламентация процедур участия государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства;
совершенствование механизмов банкротства отдельных категорий должников с учетом их статуса и социально-экономической значимости последствий их банкротства.