Недействующий

Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации (с изменениями на 5 апреля 2006 года) (утратил силу на основании приказа МПР России от 19.11.2007 N 301)

IV. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг

12. Объектами лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга являются лесной фонд и не входящие в лесной фонд леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабления или под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а также сами эти факторы.

13. Лесопатологические обследования - мероприятия, проводимые с целью определения характеристик санитарного состояния насаждений или характеристик неблагоприятных факторов, воздействующих на данное насаждение.

14. Лесопатологические обследования делятся на текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные.

Текущее обследование проводится в рамках плановых работ по лесопатологическому мониторингу.

Экспертные обследования проводятся по заказу лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или иных лиц для получения требуемых характеристик санитарного состояния лесов на определенной незначительной по площади территории.

Экспедиционные и аэровизуальные лесопатологические обследования проводятся в целях выявления санитарного и лесопатологического состояния лесов и назначения лесозащитных мероприятий на территории крупных лесных массивов.

Экспедиционные лесопатологические обследования делятся на два вида (наземные и авиадесантные) в зависимости от цели обследования, района работ, особенностей объекта работ, экологического и хозяйственного значения лесов.

Наземные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в устроенных лесах в зоне интенсивного ведения лесохозяйственной и промышленной деятельности.

Авиадесантные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в многолесных удаленных районах.

15. Все виды лесопатологических обследований выполняются организациями Рослесхоза.

16. Технология проведения лесопатологических обследований определяется методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

17. Лесопатологический мониторинг (далее - ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на это состояние.

18. Основными целями ЛПМ являются:

оценка состояния лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;

обоснование лесозащитных мероприятий, необходимых для улучшения их состояния;

сбор информации для осуществления государственного управления в сфере лесного хозяйства, государственной статистической и отраслевой отчетности в области защиты лесов;

прогноз развития лесопатологической ситуации для своевременного принятия решений.

19. Лесопатологический мониторинг включает в себя:

регулярные и выборочные наблюдения за состоянием объектов мониторинга;

аэрокосмический мониторинг состояния лесов.

20. Районирование территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведения лесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.

21. Набор необходимых элементов ЛПМ и видов лесопатологических обследований для конкретной территории определяется в соответствии с лесозащитным районированием.

На территориях, подпадающих под действие международных соглашений в области контроля за состоянием лесов и экологического мониторинга, ЛПМ включает необходимые элементы, определяемые международными обязательствами Российской Федерации.

Надзор за развитием вредителей и болезней леса является составной частью регулярных наблюдений.

22. Аэрокосмический мониторинг выполняется в рамках осуществления системы регулярных выборочных наблюдений за состоянием объектов мониторинга или как разовое мероприятие в случае возникновения массовых повреждений лесов.

23. По результатам ЛПМ и обследований формируются и поддерживаются базы данных локального, регионального и федерального уровней.

Формы учета лесопатологической информации, структура базы данных, программное обеспечение и технические средства определяются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Структура показателей лесопатологического и санитарного состояния лесов должна быть унифицирована.