Федеральная таможенная служба
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО

от 7 сентября 2005 года N 07-01-16/17017


О таможенных сборах за таможенное оформление



В связи с обращениями таможенных органов Северо-Западного федерального округа по вопросу взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров прошу разъяснить следующее.

1. С 01.01.2005 вступила в действие глава 33.1 "Таможенные сборы" Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), установившая порядок, формы, сроки уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей декларации.

Согласно пункту 1 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант подает полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Согласно письму Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) от 29.12.2004 N 01-06/12890 "О таможенных сборах" при периодическом временном декларировании таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и полной).

Участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) ссылаются на то, что ни главой 33.1 ТК РФ "Таможенные сборы", ни постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" не предусмотрена уплата таможенного сбора за таможенное оформление одного и того наименования и количества (партии) товара в двойном размере.

Согласно пункту 2 статьи 60 ТК РФ подача и оформление полной таможенной декларации относится к завершающей стадии производства таможенного оформления, и не являются новым декларированием товара (начальной его стадией является подача временной декларации). Товар декларируется только один раз при подаче временной декларации, так как пунктом 4 статьи 129 ТК РФ определено, что подача таможенной декларации на вывозимые товары осуществляется до их убытия с таможенной территории РФ. Следовательно, полная декларация в значении статьи 138 ТК РФ носит вспомогательную функцию для таможенных целей и ее оформление обусловлено обязательным наличием временной декларации, на основании которой и производится декларирование товара.

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовые акты, предусматривающие обязанность уплаты участниками ВЭД таможенных сборов за таможенное оформление и при подаче в таможенные органы временных таможенных деклараций, и при подаче полных таможенных деклараций (при декларировании товаров), отсутствуют.

Учитывая изложенное, в целях избежания в дальнейшем негативной судебной практики, прошу рассмотреть возможность внесения в статью 138 ТК РФ положения, исключающего различное толкование вопроса взимания таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временной, так и полной деклараций.

2. Инструкцией о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов (далее - Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 23.04.2001 N 388, определен особый порядок декларирования при таможенном оформлении машины, поставляемой в виде отдельных партий компонентов и классифицируемых единым кодом ТН ВЭД.

Пунктом 22 Инструкции установлено, что особый порядок декларирования предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины и соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения по письменному заявлению заинтересованного лица (далее - Заявление на условный выпуск), с последующей подачей грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) на всю машину.

Согласно статье 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Письмом ФТС России от 21.12.2004 N 01-32/11708 разъяснено следующее. Несмотря на то, что Заявление на условный выпуск не названо таможенной декларацией, тем не менее, данное Заявление по своему правовому статусу является таможенной декларацией, что напрямую вытекает из положений пунктов 5, 39, 42-45 и 49 Инструкции.

Таким образом, при подаче Заявления на условный выпуск осуществляется декларирование отдельных партий компонентов машины, а при последующей подаче ГТД - декларирование всей машины.

Согласно пункту 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров.

При этом пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Учитывая вышеизложенное, прошу разъяснить, применим ли в случае декларирования всей машины путем подачи ГТД пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 в части взимания таможенных сборов за таможенное оформление в размере 500 рублей.

Кроме того, прошу разъяснить, необходимо ли указывать в третьем подразделе графы 1 "Тип декларации" "ПК" (поставка компонентов) и "П3" (поставка завершена). Данное положение, установленное приказом о порядке таможенного оформления отдельных компонентов, не отражено в классификаторах нормативно-справочной информации.

Приложение*:     

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС" .

1) Копия решения Арбитражного суда Архангельской области первой инстанции от 03-06.2005 N АО5-3919/05-11.

2) Копия решения Арбитражного суда Архангельской области второй инстанции от 18.08.2005 N АО5-3919/05-11.



Заместитель начальника СЗТУ
по экономической деятельности
полковник таможенной службы
В.В.Кулешов

     


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»