СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 1985 года N 341

О генеральном плане г.Оренбурга



Совет Министров РСФСР отмечает, что г.Оренбург развивается как крупный промышленный, административный и культурный центр на Южном Урале. Строительство города осуществляется в основном в соответствии с генеральным планом, утвержденным Советом Министров РСФСР в 1969 году.

В городе построены новые и получили дальнейшее развитие предприятия Оренбургского газового комплекса, машиностроительной, легкой промышленности, строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Увеличились численность населения и жилищный фонд. Созданы новые жилые районы с многоэтажной застройкой в северо-восточной и восточной частях города. Расширилась сеть учреждений культурно-бытового обслуживания, повысился уровень инженерного оборудования и благоустройства. Введены в эксплуатацию новые автомобильные дороги и транспортные сооружения. Построены крупные здания: Дома политпросвещения, Дома быта, Дворца культуры "Строитель", культурно-спортивного комплекса "Дружба", плавательного бассейна, аэропорта.

Вместе с тем в застройке города имеются серьезные недостатки.

Министерством газовой промышленности, Министерством энергетики и электрификации СССР, Министерством строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерством пищевой промышленности СССР, Министерством мясной и молочной промышленности СССР не выполнены в полном объеме задания, установленные постановлением Совета Министров СССР от 23 марта 1971 года N 184 "О дополнительных мерах по обеспечению освоения Оренбургского газоконденсатного месторождения" и постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1974 года N 492 "О мерах по обеспечению строительства в г.Оренбурге жилых домов и объектов культурно-бытового и коммунального назначения для работников, занятых на строительстве и эксплуатации Оренбургского газового комплекса" в части строительства объектов культурно-бытового назначения.

Главоренбургстроем Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР неудовлетворительно ведется строительство объектов водоснабжения и второй очереди очистных сооружений канализации, план подрядных работ в 1984 году выполнен на 50%, а за 5 месяцев 1985 года на 31% от годового плана.

Министерством энергетики и электрификации СССР не осуществляется в необходимых объемах строительство второй очереди Сакмарской ТЭЦ и магистральных тепловых сетей.

В результате этого жилые районы города застраиваются некомплексно, от темпов жилищного строительства отстает ввод в эксплуатацию учреждений здравоохранения, предприятий торговли и объектов коммунального назначения.

Архитектурный облик новых жилых районов однообразен и невыразителен, отсутствуют завершенные в градостроительном отношении новые районы. Не ведутся работы по реконструкции исторической части города. Отстает благоустройство и озеленение городских территорий. Строительно-монтажные работы на объектах жилищно-гражданского назначения выполняются некачественно, в отделке фасадов жилых домов недостаточно применяются прогрессивные и эффективные материалы.

Не упорядочена застройка промышленных зон города, не уделяется внимание улучшению архитектурного облика промышленных объектов и благоустройству предзаводских территорий.

Значительное загрязнение имеют воздушный и водный бассейны города. Выброс в атмосферу вредных веществ предприятиями газового комплекса Министерства газовой промышленности, нефтемаслозаводом Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и другими предприятиями значительно выше предельно допустимого.

Министерствами и ведомствами медленно выводятся из жилых районов г.Оренбурга промышленные предприятия, вредные в санитарном и опасные в пожарном отношениях.

Министерство газовой промышленности, Министерство путей сообщения, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерство пищевой промышленности РСФСР, Министерство промышленности строительных материалов РСФСР и Министерство заготовок РСФСР не осуществляют в необходимых объемах работ по организации санитарно-защитных зон на подведомственных предприятиях и выводу из них проживающего населения.

Оренбургский облисполком и Оренбургский горисполком не предъявляют должной требовательности к соблюдению градостроительной дисциплины в застройке города и своевременному вводу в эксплуатацию культурно-бытовых объектов, охране окружающей среды, благоустройству и озеленению городской территории. Слабо осуществляют свои функции органы санитарного и архитектурно-строительного контроля.

В целях обеспечения дальнейшего планомерного и комплексного развития, повышения градостроительного и архитектурного уровня застройки, улучшения качества строительства и благоустройства г.Оренбурга Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Утвердить представленный Госстроем РСФСР и Оренбургским облисполкомом разработанный институтом "Гипрогор", согласованный с Госпланом СССР, Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госпланом РСФСР, заинтересованными министерствами и ведомствами, генеральным план г.Оренбурга с Основными положениями генерального плана.

2. Оренбургскому облисполкому и Оренбургскому горисполкому:

а) размещать все виды строительства и использовать земли г.Оренбурга в полном соответствии с генеральным планом, утвержденным настоящим постановлением;

б) обеспечить комплексность застройки г.Оренбурга на высоком градостроительном и архитектурном уровне, повышение качества строительства, создание законченных районов с необходимыми объектами коммунального и культурно-бытового назначения, транспортными устройствами, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением. Осуществлять дальнейшее формирование общегородского центра. Рационально использовать имеющиеся городские территории;

в) обратить особое внимание на необходимость ускорения работ по реконструкции исторической части г.Оренбурга с сохранением ее индивидуального архитектурного облика, а также реставрации памятников истории и культуры с учетом их органического включения в новую застройку;

г) ускорить вывод из жилых районов г.Оренбурга промышленных предприятий, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношениях. Усилить контроль за упорядочением застройки и благоустройством промышленных районов города;

д) принять меры по защите атмосферного воздуха и водоемов г.Оренбурга от загрязнения вредными промышленными выбросами и неочищенными сточными водами промышленных предприятий, улучшению благоустройства городских территорий;

е) обеспечить увеличение площади зеленых насаждений общего пользования г.Оренбурга в соответствии с нормативными требованиями за счет создания парковой зоны в пойме р.Урала, районных парков, скверов и бульваров;

ж) разработать в 3-месячный срок правила застройки г.Оренбурга в соответствии с генеральным планом города и утвердить их в установленном порядке.

3. Потребовать от:

Министерства газовой промышленности, Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства пищевой промышленности СССР и Министерства мясной и молочной промышленности СССР ликвидировать в двенадцатой пятилетке отставание в выполнении заданий, установленных постановлениями Совета Министров СССР от 23 марта 1971 года N 184 и от 14 июня 1974 года N 492;

Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР завершить в 1987 году работы по сооружению объектов водоснабжения и второй очереди очистных сооружений канализации в г.Оренбурге;

Министерства энергетики и электрификации СССР принять меры к осуществлению строительства в двенадцатой пятилетке второй очереди Сакмарской ТЭЦ и магистральных тепловых сетей в г.Оренбурге;

Министерства газовой промышленности, Министерства путей сообщения, Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности и Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР обеспечить разработку проектной документации и организацию в двенадцатой пятилетке санитарно-защитных зон, проведение мероприятий по защите воздушного бассейна и водоемов от вредных промышленных выбросов на подведомственных предприятиях в г.Оренбурге;

Министерства путей сообщения, Министерства электротехнической промышленности, Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерства пищевой промышленности СССР осуществить в двенадцатой пятилетке вывод подведомственных предприятий, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношениях, из жилых районов г.Оренбурга.

4. Обязать:

Министерство пищевой промышленности РСФСР, Министерство промышленности строительных материалов РСФСР и Министерство заготовок РСФСР разработать проектную документацию и организовать в двенадцатой пятилетке санитарно-защитные зоны, а также принять меры по предотвращению вредных промышленных выбросов в атмосферу г.Оренбурга на подведомственных предприятиях;

Министерство текстильной промышленности РСФСР, Министерство местной промышленности РСФСР и Министерство мясной и молочной промышленности РСФСР обеспечить вывод в двенадцатой пятилетке подведомственных предприятий, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношениях, из жилых районов г.Оренбурга;

Госплан РСФСР, Министерство промышленности строительных материалов РСФСР с участием Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР в 3-месячный срок рассмотреть вопрос о дальнейшем развитии базы строительных материалов для жилищно-гражданского строительства в г.Оренбурге.

5. Возложить на Госстрой РСФСР, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Министерство здравоохранения РСФСР контроль за осуществлением генерального плана г.Оренбурга, утвержденного настоящим постановлением.

Председатель
Совета Министров РСФСР
В.Воротников

Управляющий делами
Совета Министров РСФСР
И.Зарубин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 2 августа 1985 года N 341

     

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
генерального плана г.Оренбурга


Генеральный план г.Оренбурга определяет основные направления экономического и социального развития, использование территории, планировку, застройку и благоустройство города на расчетный срок 20 лет и первую очередь строительства - до 1990 года, а также намечает территории для дальнейшего развития города за пределами расчетного срока.

Генеральным планом г.Оренбурга предусматривается:

По населению и промышленности

1. Дальнейшее развитие города как крупного промышленного, административного и культурного центра Оренбургской области с преобладанием газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, увеличением численности населения города с 530,5 тыс.человек по состоянию на 1 апреля 1985 года до 650 тыс.человек на расчетный срок.

2. Запрещение в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июня 1981 года N 567 "Об ограничении промышленного строительства в крупных городах" строительства и расширения (за счет нового строительства) промышленных предприятий в городе, за исключением промышленных предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения и для нужд промышленного, коммунального, дорожного и жилищно-гражданского строительства в городе, а также природоохранных объектов на промышленных предприятиях.

3. Развитие действующих предприятий в городе за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей, численности работников и объемов вредных стоков и выбросов.

4. Упорядочение планировки и застройки существующих и организация новых промышленно-коммунальных районов с учетом кооперирования для расположенных в них объектов, вспомогательных производств, инженерного оборудования, транспортного, энергетического и складского хозяйства.

5. Перебазирование в промышленно-коммунальные районы города из селитебных территорий, в первую очередь из прибрежной полосы р.Урала, мелких промышленных предприятий, загрязняющих воздушный и водный бассейны города, и объектов коммунального хозяйства, расположенных в ветхих неприспособленных помещениях.

6. Осуществление эффективных мер по защите атмосферного воздуха и водоемов от загрязнения вредными промышленными выбросами и неочищенными сточными водами.

7. Создание озелененных санитарно-защитных зон между жилыми и промышленно-коммунальными районами с выводом проживающего в них населения, а также вдоль линий железных дорог и автомобильных магистралей.

По территории и застройке

8. Увеличение территории городской застройки с 6,6 тыс.га до 10,8 тыс.га, в том числе селитебной территории с 3,5 тыс.га до 6,5 тыс.га в северном и северо-восточном направлениях.

9. Резервирование территорий для дальнейшего развития города за пределами расчетного срока в северо-восточном и восточном направлениях.

10. Застройка новых жилых районов в основном 9-этажными домами, а также домами повышенной этажности на важнейших в градостроительном отношении участках, с комплексной системой обслуживания населения.

Реконструкция жилых районов, занятых малоценными одноэтажными домами.

По архитектурно-планировочной структуре

11. Дальнейшее улучшение и развитие архитектурно-планировочной организации городской застройки с формированием четырех планировочных районов: центрального, западного, северо-восточного и южного, обеспечивающих наилучшие условия для трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания и отдыха населения.

12. Формирование общегородского центра, включающего исторический центр города, набережную р.Урала и центры планировочных районов, объединяемых транспортными магистралями и пешеходными бульварами.

13. Повышение архитектурно-художественного уровня и выразительности застройки районов города за счет улучшения качества строительства, внедрения усовершенствованных серий типовых проектов, формирования законченных градостроительных ансамблей и силуэта города, применения объектов монументально-декоративного оформления и малых архитектурных форм.

14. Реконструкция исторической части города, сохранение и реставрация памятников истории, культуры, градостроительства и архитектуры, создание зон охраны памятников и их органическое включение в новую застройку.

По основным магистралям, городскому и внешнему транспорту

15. Организация транспортной связи между жилыми и промышленно-коммунальными районами города путем создания системы городских и районных магистралей, дорог с непрерывным движением транспорта и полукольцевой магистрали вокруг общегородского центра, а также строительство городских дорог для грузового транспорта.

16. Сооружение транспортных развязок в разных уровнях на магистральных улицах, на пересечениях с магистральными путями железной дороги и мостов на пересечении с реками и оврагами.

17. Развитие основных видов городского пассажирского транспорта: автобуса и троллейбуса. Строительство линии скоростного трамвая, связывающей северо-восточный район с центром города и железнодорожным вокзалом.

18. Строительство трамвайного депо, автобусных и троллейбусных парков, гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, автостоянок общего пользования. Развитие сети сооружений технического обслуживания автомобильного транспорта.

19. Развитие и реконструкция Оренбургского железнодорожного узла путем:

организации новой сортировочной станции на подходах к городу с Куйбышевского направления;

создания железнодорожного обхода на линии Кинель - Орск;

сооружения подъездного железнодорожного пути в северную промзону с примыканием к станции Оренбург-Восточный и устройством станции Заводская.

20. Строительство автовокзала в районе железнодорожного узла и двух автостанций в периферийных районах города.

По зеленым насаждениям и местам отдыха населения

21. Увеличение площади зеленых насаждений общего пользования до 19 кв. метров на одного жителя за счет создания центрального парка культуры и отдыха на базе существующей Зауральной рощи, районных парков, садов, скверов и бульваров.

22. Создание ветрозащитных зеленых насаждений по границе города, системы зеленых защитных полос вдоль основных улиц и магистралей.

23. Формирование центрального спортивно-оздоровительного комплекса на правом берегу р.Урала, лесопарков, пляжей и спортивных баз для кратковременного, периодического и длительного отдыха населения в пригородной зоне, на облесенных территориях, в поймах рек Урала и Сакмары.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»