ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 25 ноября 2005 года N 874
Об утверждении Программы научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемой в 2006 году за счет средств федерального бюджета
Приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемую в 2006 году за счет средств федерального бюджета (ПНТД-06).
ВРИО руководителя
А.Б.Малышев
ПРОГРАММА
научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая в 2006 году за счет средств федерального бюджета (ПНТД-06)
СОКРАЩЕНИЯ
АС | - | атомная станция |
ПНТД-06 | - | Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая в 2006 году за счет средств федерального бюджета |
ИЯУ | - | исследовательская ядерная установка |
МД | - | методический документ |
МТО | - | межрегиональный территориальный округ Ростехнадзора |
НД | - | нормативный документ |
НИР | - | научно-исследовательская работа |
НТЦ ЯРБ | - | Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности |
ОИАЭ | - | объекты использования атомной энергии |
ОЯТЦ | - | объекты ядерного топливного цикла |
ПС | - | программные средства |
ПХ | - | пункт хранения |
РАО | - | радиоактивные отходы |
РБ | - | руководство по безопасности |
РВ | - | радиоактивные вещества |
РД | - | руководящий документ |
Ростехнадзор, | - | Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору |
РУ | - | реакторная установка |
ТЗ | - | техническое задание |
ТР | - | технический регламент |
ТУК | - | транспортные упаковочные комплекты (контейнеры) |
ФНП | - | федеральные нормы и правила |
ЯТЦ | - | ядерный топливный цикл |
ЯРБ | - | ядерная и радиационная безопасность |
ЯМ | - | ядерные материалы |
ЯУ | - | ядерная установка |
Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая за счет средств федерального бюджета в 2006 году (ПНТД-06), разрабатывается и реализуется в течение этого отчетного периода.
ПНТД-06 направлена на дальнейшее планомерное и эффективное развитие и совершенствование научно-технической поддержки деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях на ОИАЭ.
Мероприятия ПНТД-06 являются или продолжением работ, начатых в предшествующие годы, или новыми темами.
Ответственным исполнителем работ по ПНТД-06 является Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности.
Основными целями мероприятий, включенных в ПНТД-06, является получение результатов, способствующих эффективному выполнению задач, стоящих перед Службой. Все мероприятия ПНТД-06 оформлены в следующие пять направлений:
- Научно-техническое обеспечение контроля и надзора за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
- Научно-техническое обеспечение лицензирования деятельности на объектах использования атомной энергии;
- Разработка требований и рекомендаций по содержанию документов, обеспечивающих безопасность на объектах использования атомной энергии;
- Информационное обеспечение деятельности Ростехнадзора при использовании атомной энергии;
- Выполнение текущих поручений центрального аппарата Ростехнадзора.
Основанием для включения работ в состав ПНТД-06 являются:
- Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;
- Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401.
- Предложения от структурных подразделений Службы.
- Утвержденные ТЗ на НИР (для переходящих тем).
Мероприятия ПНТД-06 в составе пяти, названных выше направлений включают:
- анализ и обобщение опыта эксплуатации ОИАЭ;
- организацию научно-технического обеспечения деятельности инспекторов Ростехнадзора на ядерно-опасных объектах;
- организацию проведения и обобщение результатов экспертизы безопасности ОИАЭ и обеспечение формирования условий действия лицензий Службы; организацию и проведение аттестации программных средств;
- организацию разработки ТР и ФНП, внесение изменений в действующие ФНП, разработку заключений и предложений на нормативно-правовые и нормативно-технические документы, а также Нормы безопасности МАГАТЭ;
- разработку рекомендаций государственного органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе рекомендаций для контроля и надзора за безопасностью при использовании атомной энергии;
- проведение НИР для целей разработки и анализа принципов и критериев регулирования ЯРБ;
- организация семинаров для инспекторов Ростехнадзора, ведение фонда научно-технической информации, банков данных, включая данные о НИР;
- подготовку и издание журнала "Ядерная и радиационная безопасность".
Общее число планируемых тем на 2006 год - 32. По первому направлению - 6 тем НИР, в том числе по анализу опыта эксплуатации - 4, по научно-техническому обеспечению деятельности инспекторов - 2. Во второе направление включено 2 темы НИР. По третьему направлению будет выполняться 20 тем, в том числе по проведению НИР для целей разработки и анализа принципов и критериев регулирования ЯРБ - 10 тем. По четвертому и пятому направлениям, соответственно - 2 и 2 темы.
В рамках мероприятий первого направления в 2006 году будут выполняться анализы нарушений в работе АС, ИЯУ, объектов ЯТЦ и ЯУ судов. С учетом накопленного опыта предусматривается дальнейшее сопровождение баз данных о нарушениях. В рамках этих НИР будут выполняться работы, которые позволяют:
- выявлять тенденции в динамике нарушений при эксплуатации ОИАЭ;
- оценивать состояние ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ОИАЭ, в том числе в 2005 году и в 2006 году;
- определять наиболее "слабые" системы (элементы), конструкции в ядерных установках по мере выработки ими технических ресурсов;
- вырабатывать предложения для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по регулированию безопасности;
- оценивать необходимость разработки и корректировки нормативной документации.
Для различных типов ОИАЭ работы будут выполняться по отдельным темам НИР. Учитывая, что такие НИР выполняются постоянно, в пределах каждого года анализ нарушений совершенствуется. В частности, заключения на годовые отчеты по безопасности АС будут разрабатываться и передаваться в Управление по регулированию безопасности атомных станций в течение года, не дожидаясь сводного отчета (через два месяца после поступления этих отчетов с АС в НТЦ ЯРБ).
В 2006 году будет продолжена адаптация разработанной МАГАТЭ информационной системы RAIS 3.0 для регулирования радиационной безопасности радиационно опасных объектов межрегиональными территориальными округами Ростехнадзора.
Будет продолжена работа по теме "Разработка, совершенствование и поддержка базы данных по надзорной деятельности при использовании атомной энергии". В 2006 году будут выполнены работы по внедрению программного обеспечения для создания баз данных по надзорной деятельности и оказаны консультации по ведению этих баз данных в Центральном и Волжском межрегиональных территориальных округах по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора. Будут формироваться базы данных в МТО. В последующие годы эта база данных по надзорной деятельности станет интегрированной в системе Ростехнадзора.
Мероприятия второго направления включают работы по научно-техническому обеспечению деятельности Службы по лицензированию на ОИАЭ. В 2006 году будут продолжены работы по организации и проведению экспертиз безопасности ОИАЭ, а также по обобщению опыта этих работ. В 2006 году планируется организовать и провести около 150 экспертных работ. На базе этого материала будут развиты различные аспекты оценки ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, в том числе будет выполняться анализ применения программ обеспечения качества экспертиз безопасности.
В состав работ данного направления включена тема НИР по организации экспертизы и аттестации программных средств, используемых при обосновании безопасности ОИАЭ. Как показал опыт экспертиз ПС, аттестация ПС направлена на повышение качества математических обоснований ЯРБ, использование верифицированных российских и зарубежных ПС в отечественной практике обоснования ЯРБ, развитие экспериментальных обоснований ЯРБ, а также стимулирует разработку новых отечественных ПС. В настоящее время аттестация ПС продолжает оставаться одним из важнейших элементов регулирующей деятельности Службы.
Работы третьего направления состоят в организации разработок технических регламентов по ЯРБ, а также в разработке, пересмотре и экспертизе нормативно-правовых и нормативно-технических документов, подготовке отзывов и замечаний на них.
В 2005 году в основном завершена разработка ФНП в запланированном объеме. Однако в 2006 году будут продолжены работы по федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии по подготовке к опубликованию и утверждению отдельных ФНП, разрабатываемых за счет внебюджетных источников финансирования или федеральной целевой программы "Ядерная и радиационная безопасность России", в соответствии с процедурой их разработки, утверждения и введения, определенной постановлением Правительства Российской Федерации N 1511 от 1 декабря 1997 года.
Введение в действие Федерального закона РФ "О техническом регулировании" определило необходимость выполнения комплекса работ по перестройке системы нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области использования атомной энергии, оформлению их в виде новой иерархической структуры, пересмотру действующих положений, требований и рекомендаций регулирующего органа в области использования атомной энергии. Эти работы проводятся уже с 2004 года. В большинстве своем ранее решались вопросы концептуального характера. В 2006 году будут не только продолжены эти работы, но они будут выполняться в более конкретных практических приложениях - решение конкретных задач.
Наравне с выполнением организационных работ по созданию ТР в области использования атомной энергии, планируется проводить работы по пересмотру действующих ФНП с целью их гармонизации с международным опытом и концепциями и проектами ТР.
В 2006 году в рамках новой НИР "Анализ применения ФНП в области использования атомной энергии" предусмотрен анализ опыта применения действующих ФНП. В их числе следующие ФНП:
Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций. НП-004-97;