БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 ноября 2005 года N 78-рп


О подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования

В целях реализации Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

обязываю:

1. ФГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности", управления центрального аппарата Ростехнадзора обеспечить в срок до 25 декабря 2005 года в соответствии с прилагаемым распределением (приложение N 1) разработку, согласование с управлениями центрального аппарата и направление в установленном порядке на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проектов положений о лицензировании видов деятельности, отнесенных к компетенции Ростехнадзора, и проектов постановлений Правительства Российской Федерации об их утверждении (далее - проектов актов Правительства Российской Федерации).

При разработке проектов актов Правительства Российской Федерации учитывать прилагаемые методические рекомендации по разработке проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности (Приложение N 2).

2. Управление методологии и организации регулирующей деятельности обеспечить общую координацию работ по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.



ВРИО Руководителя
А.Б.Малышев

     

Приложение N 1
к распоряжению Ростехнадзора
от 30 ноября 2005 года N 78-рп


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
по разработке проектов актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования

N пп

Наименование проектов актов Правительства Российской Федерации

Ответственные за подготовку проектов актов

Согласовывается (визируется) управлениями:

1.

Проект Положения о лицензировании проведения экспертизы промышленной безопасности и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

НТЦ ПБ

9 Управление
11 Управление
12 Управление
13 Управление
2 Управление

2.

Проект Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

НТЦ ПБ
12 Управление

9 Управление
11 Управление
13 Управление
2 Управление

3.

Проект Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

НТЦ ПБ
12 Управление

11 Управление
2 Управление

4.

Проект Положения о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения*

НТЦ ПБ
13 Управление

11 Управление
12 Управление
2 Управление

_______________
     * разрабатывается совместно с МЧС России

5.

Проект Положений о лицензировании производства, хранения, применения и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положений

НТЦ ПБ
12 Управление

11 Управление
13 Управление
2 Управление

6.

Проект Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

13 Управление

11 Управление
2 Управление

7.

Проект Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

14 Управление

15 Управление
2 Управление

8.

Проект Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения

10 Управление

4 Управление
2 Управление

     

Приложение N 2
к распоряжению Ростехнадзора
от 30 ноября 2005 года N 78-рп


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
экономического развития и
торговли Российской Федерации
А.В.Шаронов
1 октября 2005 года



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности


Настоящие Методические рекомендации по разработке проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - Методические рекомендации) разработаны Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях соблюдения основного принципа осуществления лицензирования по обеспечению единого экономического пространства на территории Российской Федерации.

Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и разрабатывающих проекты постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающих приведение действующих Положений в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2002 года* N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон), в который внесены изменения Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", а также устанавливающих порядок лицензирования видов деятельности, введенных Федеральным законом.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 8 августа 2001 года". - Примечание "КОДЕКС".



Представляется целесообразным предусмотреть изложение проектов постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в действующие постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности, в новой редакции.

При разработке проектов Положений о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - Положения) следует учитывать, что большинство норм Федерального закона, регламентирующих процедуры лицензирования, являются нормами прямого действия и не требуют повторения в Положениях.

Вместе с тем Федеральным законом утверждение некоторых конкретных процедур лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В связи с изложенным Методическими рекомендациями определяются следующие основные требования к Положениям.

1. Наименование лицензируемого вида деятельности


В Положениях наименование лицензируемого вида деятельности должно быть изложено в строгом соответствии с наименованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Федерального закона, с указанием организационно-правового статуса лиц, его осуществляющего (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели).

В случае если в законодательных актах Российской Федерации, регулирующих отношения в соответствующих сферах деятельности, отсутствует определение вида деятельности, подлежащего лицензированию, или определение носит расширительный характер по отношению к целям лицензирования, то для исключения неоднозначного толкования имеющегося термина и связанных с этим противоречий в практике применения процедур лицензирования, в Положении целесообразно раскрыть его понятие и содержание.

В отношении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 Федерального закона, в приложении к Положению должны быть приведены исчерпывающие перечни работ и услуг, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности. Данные перечни должны быть исчерпывающими, не допускается их расширение или толкование ведомственными нормативными правовыми актами.

При определении перечня работ и услуг следует учитывать, что в него должны включаться только те работы или услуги, осуществление которых требует лицензионного контроля в соответствии с критериями, установленными в статье 4 Федерального закона.

2. Наименование лицензирующего органа


Положение включает полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование лицензирующего органа.

При этом в Положении не допускается указывать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, полномочия по лицензированию которых устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в положениях о своих территориальных органах.

Не допускается возложение функций по лицензированию на государственные учреждения и другие организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Порядок лицензирования несколькими лицензирующими органами


В случае если актом Правительства Российской Федерации полномочиями по лицензированию одного вида деятельности наделены несколько федеральных органов исполнительной власти, то в Положении сфера их деятельности по лицензированию разграничивается в соответствии с их компетенцией.

При разработке Положений, устанавливающих порядок лицензирования тех видов деятельности, лицензирование которых поручено нескольким федеральным органам исполнительной власти, необходимо руководствоваться следующими требованиями.

Положение разрабатывается при участии всех указанных в постановлении федеральных органов исполнительной власти.

Определяются полномочия каждого лицензирующего органа согласно функциям, установленным положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Формулировки положений, касающиеся разграничения сфер деятельности по лицензированию, должны исключать возможность пересечения и дублирования деятельности лицензирующих органов в отношении одного хозяйствующего субъекта, получения им на конкретный вид лицензируемой деятельности нескольких лицензий от различных лицензирующих органов.

В Положении должен быть определен механизм выдачи лицензии всеми лицензирующими органами, включая возможность осуществления соискателем лицензии данного вида деятельности в полном объеме.

4. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) в отношении лицензируемого вида деятельности (на основании абзацев пятого статьи 2 и четвертого статьи 3 Федерального закона)


При определении лицензионных требований и условий следует учитывать, что в качестве лицензионных могут быть только те, соблюдение которых в процессе осуществления лицензируемой деятельности, направлено исключительно на обеспечение предотвращения возможного причинения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, которые являются специфичными для конкретного вида деятельности и установлены законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение законов.

Изложение лицензионных требований и условий должно содержать ссылки на соответствующие положения федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти, принятие которых предусмотрено законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что к лицензионным не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей области в целом, а также требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, вне зависимости от того подлежит его деятельность лицензированию или нет.

Не допускается включать в Положение лицензионные требования и условия, ограничивающие права соискателя лицензии (лицензиата), которые не предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, а также требования, содержащиеся в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, если принятие таких актов не предусмотрено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В целях исключения дублирования деятельности лицензирующих органов при проведении лицензионного контроля и органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах, в Положение не должны включаться в качестве лицензионных требования, государственный контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляется иными федеральными органами исполнительной власти.

Формулировки лицензионных требований и условий должны исключать возможность их произвольного толкования.

Перечень может содержать требования к размещению объектов, оборудования, зданий, сооружений; к производственным и служебным зданиям, сооружениям, помещениям, производственному оборудованию и производственным процессам; персоналу; выпускаемой продукции, оказываемым услугам, выполняемым работам; наличию технической документации необходимой для осуществления деятельности или выпускаемой продукции, за исключением требований к конкретным видам и объемам выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (работ, услуг).

В Положении могут содержаться лицензионные условия, если такие условия являются существенными для лицензируемой деятельности, в отношении наличия у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании движимого, недвижимого имущества и системы производственного контроля; размера уставного капитала соискателя лицензии (лицензиата) - для коммерческих организаций; финансовой стабильности деятельности лицензиата, выполнению им финансовых обязательств.

В Положении могут также устанавливаться иные лицензионные требования и условия, выполнение которых направлено на достижение целей лицензирования, учитывающие особенности осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В Положении целесообразно дифференцировать лицензионные требования и условия по отношению к соискателям лицензии или лицензиатам, что позволит избежать ошибок при осуществлении лицензионного контроля за их соблюдением. При формировании перечня лицензионных требований и условий должно быть учтено, что отдельные лицензионные требования и условия могут относиться как к соискателю лицензии, так и к лицензиату. Однако некоторые лицензионные требования и условия могут быть предъявлены только к соискателю лицензии или только к лицензиату. Например, требование о сертификации продукции может быть предъявлено только к лицензиату и не может быть отнесено к соискателю лицензии, поскольку указанная продукция им еще не выпускается.

5. Перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии (на основании абзаца девятого пункта 1 статьи 9 Федерального закона)


Перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии (далее - Перечень) должен включать документы, свидетельствующие о возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и должен быть исчерпывающим.

В отношении помещений, оборудования, технологии производства технической документации в Перечень могут быть включены следующие документы:

копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание, на движимое или недвижимое имущество;

копии документов, удостоверяющих размещение объектов, зданий, сооружений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями;

копии документов, удостоверяющих соответствие производственных и служебных зданий, сооружений и помещений, производственного оборудования и производственных процессов установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

копии технической документации, необходимой для осуществления деятельности или выпускаемой продукции;

В отношении выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), если продукция (работы, услуги) подлежат регистрации, сертификации или декларированию в Перечень могут быть включены следующие документы:

копии свидетельств о государственной регистрации;

копии сертификатов соответствия;

копии деклараций соответствия.

В отношении персонала в Перечень могут быть включены следующие документы: