обязываю:
1. ФГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности", управления центрального аппарата Ростехнадзора обеспечить в срок до 25 декабря 2005 года в соответствии с прилагаемым распределением (приложение N 1) разработку, согласование с управлениями центрального аппарата и направление в установленном порядке на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проектов положений о лицензировании видов деятельности, отнесенных к компетенции Ростехнадзора, и проектов постановлений Правительства Российской Федерации об их утверждении (далее - проектов актов Правительства Российской Федерации).
При разработке проектов актов Правительства Российской Федерации учитывать прилагаемые методические рекомендации по разработке проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности (Приложение N 2).
2. Управление методологии и организации регулирующей деятельности обеспечить общую координацию работ по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
ВРИО Руководителя
А.Б.Малышев
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
по разработке проектов актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования
N пп | Наименование проектов актов Правительства Российской Федерации | Ответственные за подготовку проектов актов | Согласовывается (визируется) управлениями: |
1. | Проект Положения о лицензировании проведения экспертизы промышленной безопасности и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения | НТЦ ПБ | 9 Управление |
2. | Проект Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения | НТЦ ПБ | 9 Управление |
3. | Проект Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения | НТЦ ПБ | 11 Управление |
4. | Проект Положения о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения* | НТЦ ПБ | 11 Управление |
_______________ | |||
5. | Проект Положений о лицензировании производства, хранения, применения и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положений | НТЦ ПБ | 11 Управление |
6. | Проект Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения | 13 Управление | 11 Управление |
7. | Проект Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения | 14 Управление | 15 Управление |
8. | Проект Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам и проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения | 10 Управление | 4 Управление |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности
Настоящие Методические рекомендации по разработке проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - Методические рекомендации) разработаны Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях соблюдения основного принципа осуществления лицензирования по обеспечению единого экономического пространства на территории Российской Федерации.
Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и разрабатывающих проекты постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающих приведение действующих Положений в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2002 года* N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон), в который внесены изменения Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", а также устанавливающих порядок лицензирования видов деятельности, введенных Федеральным законом.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 8 августа 2001 года". - Примечание "КОДЕКС".
Представляется целесообразным предусмотреть изложение проектов постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в действующие постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности, в новой редакции.
При разработке проектов Положений о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - Положения) следует учитывать, что большинство норм Федерального закона, регламентирующих процедуры лицензирования, являются нормами прямого действия и не требуют повторения в Положениях.
Вместе с тем Федеральным законом утверждение некоторых конкретных процедур лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В связи с изложенным Методическими рекомендациями определяются следующие основные требования к Положениям.
1. Наименование лицензируемого вида деятельности
В Положениях наименование лицензируемого вида деятельности должно быть изложено в строгом соответствии с наименованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Федерального закона, с указанием организационно-правового статуса лиц, его осуществляющего (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели).
В случае если в законодательных актах Российской Федерации, регулирующих отношения в соответствующих сферах деятельности, отсутствует определение вида деятельности, подлежащего лицензированию, или определение носит расширительный характер по отношению к целям лицензирования, то для исключения неоднозначного толкования имеющегося термина и связанных с этим противоречий в практике применения процедур лицензирования, в Положении целесообразно раскрыть его понятие и содержание.
В отношении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 Федерального закона, в приложении к Положению должны быть приведены исчерпывающие перечни работ и услуг, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности. Данные перечни должны быть исчерпывающими, не допускается их расширение или толкование ведомственными нормативными правовыми актами.
При определении перечня работ и услуг следует учитывать, что в него должны включаться только те работы или услуги, осуществление которых требует лицензионного контроля в соответствии с критериями, установленными в статье 4 Федерального закона.
2. Наименование лицензирующего органа
Положение включает полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование лицензирующего органа.
При этом в Положении не допускается указывать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, полномочия по лицензированию которых устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в положениях о своих территориальных органах.
Не допускается возложение функций по лицензированию на государственные учреждения и другие организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Порядок лицензирования несколькими лицензирующими органами
В случае если актом Правительства Российской Федерации полномочиями по лицензированию одного вида деятельности наделены несколько федеральных органов исполнительной власти, то в Положении сфера их деятельности по лицензированию разграничивается в соответствии с их компетенцией.
При разработке Положений, устанавливающих порядок лицензирования тех видов деятельности, лицензирование которых поручено нескольким федеральным органам исполнительной власти, необходимо руководствоваться следующими требованиями.
Положение разрабатывается при участии всех указанных в постановлении федеральных органов исполнительной власти.
Определяются полномочия каждого лицензирующего органа согласно функциям, установленным положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Формулировки положений, касающиеся разграничения сфер деятельности по лицензированию, должны исключать возможность пересечения и дублирования деятельности лицензирующих органов в отношении одного хозяйствующего субъекта, получения им на конкретный вид лицензируемой деятельности нескольких лицензий от различных лицензирующих органов.
В Положении должен быть определен механизм выдачи лицензии всеми лицензирующими органами, включая возможность осуществления соискателем лицензии данного вида деятельности в полном объеме.
4. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) в отношении лицензируемого вида деятельности (на основании абзацев пятого статьи 2 и четвертого статьи 3 Федерального закона)
При определении лицензионных требований и условий следует учитывать, что в качестве лицензионных могут быть только те, соблюдение которых в процессе осуществления лицензируемой деятельности, направлено исключительно на обеспечение предотвращения возможного причинения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, которые являются специфичными для конкретного вида деятельности и установлены законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение законов.
Изложение лицензионных требований и условий должно содержать ссылки на соответствующие положения федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти, принятие которых предусмотрено законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что к лицензионным не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей области в целом, а также требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, вне зависимости от того подлежит его деятельность лицензированию или нет.
Не допускается включать в Положение лицензионные требования и условия, ограничивающие права соискателя лицензии (лицензиата), которые не предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, а также требования, содержащиеся в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, если принятие таких актов не предусмотрено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В целях исключения дублирования деятельности лицензирующих органов при проведении лицензионного контроля и органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах, в Положение не должны включаться в качестве лицензионных требования, государственный контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляется иными федеральными органами исполнительной власти.
Формулировки лицензионных требований и условий должны исключать возможность их произвольного толкования.
Перечень может содержать требования к размещению объектов, оборудования, зданий, сооружений; к производственным и служебным зданиям, сооружениям, помещениям, производственному оборудованию и производственным процессам; персоналу; выпускаемой продукции, оказываемым услугам, выполняемым работам; наличию технической документации необходимой для осуществления деятельности или выпускаемой продукции, за исключением требований к конкретным видам и объемам выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (работ, услуг).
В Положении могут содержаться лицензионные условия, если такие условия являются существенными для лицензируемой деятельности, в отношении наличия у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании движимого, недвижимого имущества и системы производственного контроля; размера уставного капитала соискателя лицензии (лицензиата) - для коммерческих организаций; финансовой стабильности деятельности лицензиата, выполнению им финансовых обязательств.
В Положении могут также устанавливаться иные лицензионные требования и условия, выполнение которых направлено на достижение целей лицензирования, учитывающие особенности осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В Положении целесообразно дифференцировать лицензионные требования и условия по отношению к соискателям лицензии или лицензиатам, что позволит избежать ошибок при осуществлении лицензионного контроля за их соблюдением. При формировании перечня лицензионных требований и условий должно быть учтено, что отдельные лицензионные требования и условия могут относиться как к соискателю лицензии, так и к лицензиату. Однако некоторые лицензионные требования и условия могут быть предъявлены только к соискателю лицензии или только к лицензиату. Например, требование о сертификации продукции может быть предъявлено только к лицензиату и не может быть отнесено к соискателю лицензии, поскольку указанная продукция им еще не выпускается.
5. Перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии (на основании абзаца девятого пункта 1 статьи 9 Федерального закона)
Перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии (далее - Перечень) должен включать документы, свидетельствующие о возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и должен быть исчерпывающим.
В отношении помещений, оборудования, технологии производства технической документации в Перечень могут быть включены следующие документы:
копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание, на движимое или недвижимое имущество;
копии документов, удостоверяющих размещение объектов, зданий, сооружений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями;
копии документов, удостоверяющих соответствие производственных и служебных зданий, сооружений и помещений, производственного оборудования и производственных процессов установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
копии технической документации, необходимой для осуществления деятельности или выпускаемой продукции;
В отношении выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), если продукция (работы, услуги) подлежат регистрации, сертификации или декларированию в Перечень могут быть включены следующие документы:
копии свидетельств о государственной регистрации;
копии сертификатов соответствия;
копии деклараций соответствия.
В отношении персонала в Перечень могут быть включены следующие документы: