Действующий

О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 28 марта 2005 года N 4

О государственной политике развития библиотечного дела
в Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела архивов Департамента государственной политики Е.И.Кузьмина о государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что представленные предложения отражают современную стратегию развития библиотечного дела, соответствуют задачам формирования единого информационного пространства страны и общим стратегическим целям деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Социально-политические и экономические изменения в стране, происходящие с середины 1980-х годов, поставили библиотеки в принципиально новые условия. Федеральным законом "О библиотечном деле" (1994 год) перед библиотеками была впервые сформулирована цель организации и предоставления свободного доступа к информации, который гарантирован Конституцией Российской Федерации. С развитием информационного общества и обществ знаний в стране складывается новая информационная инфраструктура, в которую библиотеки должны органично вписаться и стать ее существенной составляющей.

Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания и о государственной политике развития библиотечного дела - это, в конечном итоге, вопрос о том, на какой информационной основе, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, экономическое, правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества, его сегодняшней и будущей властной и политической элиты, студентов и школьников, вопрос о том, какими будут нравственный облик и мировоззрение россиян в недалеком будущем.

На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, культурной и правовой целостности России. Они могут стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, в процессах интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных.

Важно понять, что новой России без новых библиотек не будет. Отставание в модернизации библиотек грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сферы, но и страны в целом.

К сожалению, понимание социальной значимости задач, стоящих перед библиотеками, их потенциальных возможностей, объективное усиление их роли в обществе недостаточно осознается и обществом, и властными структурами на всех уровнях.

Выделяемые сегодня ресурсы позволяют фрагментарно модернизировать лишь федеральные библиотеки и поддерживать инновационные проекты, определяющие направления модернизации региональных библиотек. На уровне муниципальных, особенно сельских библиотек, модернизационные процессы еще более ограничены, они сводятся, в частности, к созданию отдельных сельских модельных (компьютерных) библиотек, а не к обновлению всей сети. На недопустимо низком уровне остается заработная плата библиотечных работников.

Цели, задачи, основные направления, приоритеты и инструменты государственной библиотечной политики, осуществляемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечное дело как социальную систему: вхождением России в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране.

Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, реализуемой Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.

Коллегия решила

1. Принять к сведению доклад начальника отдела архивов Департамента государственной политики Минкультуры России Е.И.Кузьмина по данному вопросу.

2. Одобрить основные направления и приоритеты государственной политики развития библиотечного дела в Российской Федерации согласно приложению.

3. Департаменту экономики и финансов (К.В.Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) учитывать основные направления государственной политики по развитию библиотечного дела при формировании соответствующих бюджетов и Федеральной целевой программы по культуре России на 2006-2010 годы.

4. Департаменту экономики и финансов (К.В.Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) подготовить предложения по переходу на отраслевую систему оплаты труда.

5. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) подготовить новую редакцию Федерального закона Российской федерации "О библиотечном деле" (до 1 июня 2006 года).

6. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) довести до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данное решение коллегии в течение двух недель после его принятия и рекомендовать его для использования в работе с целью развития и совершенствования библиотек и информационно-библиотечного обслуживания населения.

7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Л.Н.Надирова.

Председатель коллегии,
Министр
А.С.Соколов