Приложение N 2
к постановлению
Министерства труда
Российской Федерации
от 12 октября 1994 года N 66
Тарифно-квалификационные характеристики
по должностям работников бюджетных учреждений и
организаций службы социальной защиты населения
Российской Федерации
(с изменениями на 31 мая 2001 года)
Общие положения
1. Настоящие тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты.
2. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителя директора дома-интерната и заместителя директора учреждения социального обслуживания не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются по аналогии с приведенной характеристикой директора дома-интерната и директора учреждения социального обслуживания.
3. Раздел "Должностные обязанности "тарифно-квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.
4. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций, предприятий системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, и Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.
5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно-квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
6. Аттестация работников учреждений и организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетом финансировании, и Положением о порядке аттестации врачей и среднего медицинского персонала, утвержденными приказами Минздрава России, а других специалистов - в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций и предприятий системы социальной защиты населения России, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным приказом Минсоцзащиты России от 7 декабря 1992 года N 265.
7. Отнесение учреждений и организаций службы социальной защиты населения к группам по оплате труда руководителей производится в соответствии с показателями, утвержденными Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
8. При приеме на работу или при установлении разряда оплаты труда ЕТС при наличии двойных разрядов по должностям работники, имеющие среднее (высшее) профессиональное (социальное, медицинское, педагогическое, юридическое) образование, имеют приоритетное право на более высокий разряд.
9. Разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с Единой тарифной сеткой:
социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;
специалистам по социальной работе при работе с наиболее сложными категориями населения, в т.ч. с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями "групп риска", одинокими несовершеннолетними матерями, с лицами, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонными к суициду, вернувшимися из мест лишения свободы, при осуществлении методического руководства и помощи социальным работникам в организации обслуживания населения, внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;
социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), работающим в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определяемый решениями Правительства Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 февраля 1996 года N 12)
Главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе
14-18 разряды
Должностные обязанности. Осуществляет организационное и научно-методическое руководство врачебно-трудовой экспертизой на административной территории. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в практику врачебно-трудовой экспертизы научных методов экспертных решений. Осуществляет анализ деятельности экспертных комиссий в административной территории на основе оценки показателей, инвалидности и работы врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Принимает меры по совершенствованию экспертного обслуживания населения, повышению качества врачебно-трудовой экспертизы. Принимает участие в разработке и реализации территориальных программ по социальной защите населения в части вопросов врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации инвалидов. Применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации.
Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ); юридические права и обязанности главного эксперта по врачебно-трудовой экспертизе; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно-трудовой экспертизе, стаж работы на врачебной должности не менее 5 лет:
14 разряд: главный эксперт при наличии 1-2 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;
15 разряд: главный эксперт при наличии 1-2 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 3-4 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;
16 разряд: главный эксперт при наличии 1-2 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 3-4 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;
17 разряд: главный эксперт при наличии 3-4 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;
18 разряд: главный эксперт при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.
Председатель ВТЭК
12-16 разряды