Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 1987 года N 401

О мерах по коренному улучшению воспитания,
обучения и материального обеспечения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей *)

(с изменениями от 13 апреля 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 апреля 1998 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 марта 1998 года N 366

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326.

____________________________________________________________________



----------------

*) Пункт 3, абзац второй пункта 7, пункт 10, абзац первый пункта 13, абзац второй пункта 15, пункты 20 и 22 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.

Абзац первый пункта 7 не приводится, как воспроизводящий нормы постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (см.том 3 Свода законов СССР).


Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Считать важнейшей задачей государственных органов и общественных организаций воспитание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание всех необходимых условий для их всестороннего и гармоничного развития, надежной защиты интересов таких детей, их профессиональной подготовки и гражданского становления на основе социальной справедливости, гарантированной социалистическим обществом.

Министерству просвещения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов всемерно развивать и укреплять общественно-государственную систему воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кардинально изменить отношение к их нуждам и запросам, взять под строгий контроль работу детских интернатских учреждений, навести в них порядок, добиться качественных перемен в работе, создать обстановку всеобщего внимания и повседневной заботы об этих детях.

Повысить персональную ответственность руководителей органов просвещения и здравоохранения, профессионально-технического образования, учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений за воспитание и обучение детей-сирот, обеспечение их социального будущего, не допускать формального, бюрократического отношения к их судьбам, проявления к ним черствости, бездушия, давать этим фактам принципиальную оценку.

2. Министерству просвещения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР и Министерству здравоохранения РСФСР принять участие в определении Министерством просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, Министерством высшего и среднего специального образования СССР и Министерством здравоохранения СССР с учетом специфики детских учреждений и учебных заведений конкретных мер по коренному улучшению воспитания находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, искоренению формализма и казенщины в организации их жизни, формированию у них высоких нравственных качеств и культуры поведения, коммунистических убеждений и советского патриотизма. Обеспечить единство воспитательного процесса в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, добиваясь органической слаженности и преемственности в работе педагогических коллективов.

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы сосредоточить усилия педагогических коллективов детских домов и школ-интернатов на постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создавать необходимые условия для дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися, помогать им успешно овладевать знаниями, своевременно получать среднее образование.

4. Министерству просвещения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерству культуры РСФСР, Государственному комитету РСФСР по физической культуре и спорту, другим министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов обеспечить улучшение внеклассной и внешкольной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов, полнее использовать имеющийся в стране и за рубежом опыт по организации общественного воспитания детей, оставшихся без родителей. Шире привлекать к этой работе общественность, передовиков производства, молодежь предприятий, учреждений и студентов вузов. Проводить республиканские, краевые и областные смотры учебно-воспитательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имея в виду объединить усилия школ, учреждений культуры, творческих союзов, спортивных и других общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации в улучшении постановки всей работы с детьми в этих учреждениях.

5. В целях приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к достижениям советского и зарубежного искусства, воспитания и развития у них музыкальных, художественных и других способностей и дарований Министерству культуры РСФСР, Государственному комитету РСФСР по кинематографии, Союзу писателей РСФСР, Союзу композиторов РСФСР, Союзу художников РСФСР, Союзу театральных деятелей РСФСР, Всероссийскому музыкальному обществу совместно с Министерством просвещения РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по профессионально-техническому образованию систематически проводить в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах концерты, выставки изобразительного и других видов искусства, творческие встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками, театральными деятелями и артистами кино.

Художественному фонду РСФСР по согласованию с органами народного образования практиковать безвозмездную передачу домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, средним профессионально-техническим училищам произведений изобразительного и прикладного искусства, выполненных советскими художниками.

6. Министерству просвещения РСФСР, Министерству культуры РСФСР, Государственному комитету РСФСР по физической культуре и спорту, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов освободить от платы за обучение в спортивных, художественных и музыкальных школах, школах искусств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и в средних профессионально-технических училищах. Создавать филиалы этих школ непосредственно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Министерству здравоохранения РСФСР коренным образом улучшить медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 1 сентября 1988 г. провести медицинские осмотры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатских учреждениях, семьях, а также обучающихся в вузах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах, поставить их на диспансерный учет, обеспечив в последующем постоянное медицинское наблюдение и своевременное лечение.

9. Министерству просвещения РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:

создать в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физиотерапевтические и другие кабинеты для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, выделять для этих целей медикаменты, а также фонды на соответствующую аппаратуру и оборудование и обеспечивать их техническое обслуживание, имея в виду, что выполнение этого задания возложено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 также на Министерство просвещения СССР и Министерство здравоохранения СССР;

принимать меры к своевременному переводу детей из домов ребенка в детские дома, школы-интернаты и дома-интернаты, не допускать содержание детей, находящихся в родственных отношениях, в разных учебно-воспитательных учреждениях.

Министерству здравоохранения РСФСР установить действенный медицинский контроль за организацией рационального питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их физического и гигиенического воспитания, а также за санитарным состоянием жилых помещений, столовых и пищеблоков в детских интернатских учреждениях.

11. Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, Министерству просвещения РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:

установить постоянный контроль за ходом строительства домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить в двенадцатой пятилетке ввод в действие этих учреждений в соответствии с установленными заданиями;

предусматривать в проектах годовых планов экономического и социального развития выделение отдельной строкой лимитов капитальных вложений на строительство домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

12. Госплану РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов предусмотреть в плане экономического и социального развития на тринадцатую пятилетку государственные заказы, с распределением по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Ленинграду, на ввод в эксплуатацию за счет государственных капитальных вложений домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имея в виду обеспечить размещение всех детских интернатских учреждений в благоустроенных помещениях, отвечающих современным требованиям.

13. (Абзац второй) Рекомендовать трудовым коллективам производственных объединений и предприятий широко поддержать инициативу Кировского электромашиностроительного производственного объединения имени Лепсе о создании учебно-воспитательного комплекса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их трудовом обучении и общественном воспитании, направляя на эти цели часть средств фонда социального развития, а также имеющиеся в их распоряжении материально-технические ресурсы.

14. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам РСФСР, хозяйственным руководителям обеспечить более активное участие предприятий, объединений и организаций в шефстве над домами ребенка, детскими домами и школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом предприятиям, объединениям и организациям в установленном порядке:

осуществлять за счет собственных средств строительство, реконструкцию, ремонт и хозяйственное обслуживание домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать и оборудовать в детских домах и школах-интернатах учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории в качестве структурных подразделений этих предприятий, объединений и организаций и выделять квалифицированных рабочих и специалистов для трудового обучения и профессиональной ориентации воспитанников;

передавать безвозмездно домам ребенка, детским домам и школам-интернатам помещения, транспорт, материалы для хозяйственных нужд этих учреждений, а также оборудование для жилых и иных помещений, инструменты и приборы для оснащения учебных кабинетов и мастерских.

15. Министерствам и ведомствам РСФСР, Госстрою РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов осуществлять строительство новых и реконструкцию существующих домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, а также загородных дач и санаторных детских домов только по проектам, отвечающим современным требованиям, с учетом научно-педагогических и медицинских рекомендаций, климатических, национальных и других особенностей, с обязательным строительством мастерских и комплексов оздоровительно-реабилитационных объектов (бассейн, зал лечебной физкультуры, физиотерапевтические и другие кабинеты) для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

(Абзац третий) Оборудовать в двенадцатой пятилетке в каждой школе-интернате для  детей-сирот  и детей,  оставшихся без попечения родителей, кабинет информатики и вычислительной  техники,  создавать филиалы станций   юных   техников,   натуралистов,  детско-юношеских спортивных школ.

16. Министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим в своем ведении высшие и средние специальные учебные заведения, совместно с Советами Министров автономных республик, исполкомами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов предусматривать ежегодно, начиная с 1988 года, направление студенческих отрядов на строительство, реконструкцию и ремонт домов ребенка, детских домов и школ-интернатов и вносить соответствующие предложения в Министерство высшего и среднего специального образования СССР и ЦК ВЛКСМ.

17. Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, Госагропрому РСФСР и Министерству просвещения РСФСР завершить в двенадцатой пятилетке создание при всех сельских и городских (где для этого имеются условия) детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подсобных хозяйств. Предусмотреть первоочередное снабжение их техникой, посевными материалами, удобрениями, молодняком продуктивных пород скота и предоставление других льгот для обеспечения развития этих хозяйств, а также выделение необходимых сельскохозяйственных угодий.

18. Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов обеспечить в двенадцатой пятилетке каждый дом ребенка, детский дом и школу-интернат микроавтобусом, автобусом, а в случае необходимости и грузовым автомобилем.     

Абзац утратил силу - постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326.

Министерству автомобильного транспорта РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов закрепить за домами ребенка, детскими домами и школами-интернатами всех типов автотранспортные предприятия общего пользования для проведения в порядке шефской помощи технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, принадлежащих этим учреждениям.

19. Пункт утратил силу - постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326.

21. Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Министерству здравоохранения РСФСР с участием профсоюзных и комсомольских органов предусмотреть полное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, бесплатными путевками в пионерские лагеря, в том числе санаторного типа, пансионаты и профилактории, дома отдыха, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии медицинских показаний - в санатории соответствующего профиля. Расходы, связанные с проездом воспитанников, учащихся и студентов (а при необходимости и сопровождающих их лиц) до места отдыха в указанных учреждениях и обратно, а также приобретением в отдельных случаях дополнительных путевок, производить за счет ассигнований, выделяемых на содержание детских домов, школ-интернатов, средних профессионально-технических училищ, высших и средних специальных учебных заведений.

23. Пункт утратил силу - постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326.

24. Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов ввести в штаты исполкомов местных Советов народных депутатов и органов народного образования инспекторов, а там, где это целесообразно, группы инспекторов, ответственных за организацию воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также за деятельность попечительских советов, в пределах общей численности работников аппарата управления.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»