УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 1996 года N 575
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации
оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих
технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых
контролируется
(с изменениями на 29 сентября 1998 года)
____________________________________________________________________
В тексте Положения слова: "Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации" в соответствующем падеже заменены словами: "Правительственная комиссия по экспортному контролю Российской Федерации" в соответствующем падеже - постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1548.
____________________________________________________________________
1. Настоящее Положение определяет порядок контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, перечисленных в Списке оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 1996 года N 228 (далее именуются - оборудование, материалы и технологии двойного назначения).
2. Настоящее Положение разработано с учетом Руководящих принципов передачи оборудования и материалов двойного использования и соответствующей технологии, применяемых в ядерных целях, и Меморандума о понимании, принятых странами - членами Группы ядерных поставщиков в соответствии с договоренностями, достигнутыми в марте - апреле 1992 года в г.Варшаве, а также изменений, внесенных в указанные Руководящие принципы на сессии Группы ядерных поставщиков в г.Хельсинки в апреле 1995 года и на консультативном совещании режима контроля за предметами двойного использования Группы ядерных поставщиков в г.Вене в октябре 1995 года.
3. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми осуществляющими экспорт из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий двойного назначения юридическими лицами Российской Федерации независимо от форм собственности и физическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей (далее именуются - экспортеры), а также органами государственной власти, имеющими отношение к указанному экспорту.
4 . Запрещается экспорт оборудования, материалов и технологий двойного назначения в страны, не обладающие ядерным оружием, для создания ядерных взрывных устройств или использования в деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), или в целом, если существует неприемлемый риск переключения на такую деятельность или экспорт противоречит цели нераспространения ядерного оружия.
Под созданием ядерных взрывных устройств понимаются научные исследования, разработка, проектирование, изготовление, испытание, эксплуатация или техническое обслуживание любого ядерного взрывного устройства, подсистем такого устройства или его компонентов.
Под деятельностью в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ, понимаются научные исследования, разработка, проектирование, изготовление, испытание, эксплуатация или техническое обслуживание любого реактора, критической сборки, конверсионной установки, установки по изготовлению или переработке ядерного топлива, установки по разделению изотопов исходных или специальных расщепляющихся материалов или отдельной установки для их хранения в случае, если нет обязательств принять гарантии МАГАТЭ по соответствующему объекту или установке, как существующим, так и создаваемым, содержащим исходный или специальный расщепляющийся материал, либо любой установки по производству тяжелой воды в случае, если нет обязательств принять гарантии МАГАТЭ в отношении любого ядерного материала, производимого или используемого в связи с производством на этой установке тяжелой воды, или в случае, если любое такое обязательство не соблюдается.
5. Порядок контроля за экспортом предусматривает:
подготовку и выдачу заключения о возможности экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения;
лицензирование экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения;
таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых за пределы Российской Федерации оборудования, материалов и технологий двойного назначения.
6. В контракте (договоре, соглашении) на экспорт из Российской Федерации оборудования, материала или технологии двойного назначения должно быть указано следующее:
цели и место использования экспортируемого товара;
конечные пользователи;
обязательства импортера не использовать оборудование, материал или технологию двойного назначения либо их воспроизведенные копии для создания ядерных взрывных устройств.
При экспорте оборудования, материала или технологии двойного назначения в страны, не обладающие ядерным оружием, в контракт (договор, соглашение) должно быть включено обязательство импортера не использовать предметы экспорта или их воспроизведенные копии в деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ.
При экспорте оборудования, материала или технологии двойного назначения в страны, не являющиеся членами Группы ядерных поставщиков, в контракт (договор, соглашение) должно быть включено обязательство импортера не реэкспортировать и не передавать кому бы то ни было без письменного разрешения экспортера предметы экспорта или их воспроизведенные копии.
В случае если импортер является посредником, конечные пользователи также должны принять на себя указанные обязательства в письменной форме в отнош ении каждого предмета экспорта.
Требования настоящего пункта о принятии на себя импортером (конечными пользователями) соответствующих обязательств не применяются в случае экспорта оборудования и материалов двойного назначения согласно приложению.
7. Обязательства конечных пользователей, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, должны быть подтверждены специальным документом (импортным сертификатом), выданным уполномоченным государственным органом страны, в которой будет осуществляться конечное использование предмета экспорта (далее именуется - страна конечного использования), и оформленным в соответствии с требованиями, установленными национальным законодательством, или документом произвольной формы, если в стране конечного использования отсутствует процедура выдачи импортного сертификата.
8. В особых случаях сделки по экспорту оборудования и материалов двойного назначения должны совершаться на условиях предоставления российскому экспортеру права осуществления проверок использования конечными пользователями предмета экспорта на соответствие заявленным целям.
Необходимость совершения экспортных сделок на указанных условиях определяется Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации, исходя из оценки предмета экспорта, заявляемых целей использования, а также других факторов, важных с точки зрения нераспространения ядерного оружия.