Действующий

Модельные законодательные положения для государств - участников СНГ о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Статья 11. Права государства как акционера

1. Государство как акционер имеет те же права, что и акционер - физическое лицо и акционер - юридическое лицо, владеющие акциями той же категории (типа).
     


    2. Государство может иметь золотую акцию в стратегически важных обществах, которые признаются таковыми законом.
     


    3. Золотая акция может предоставлять только следующие специальные права:

а) на одобрение сделок, предусмотренных уставом, за исключением сделок в ходе обычной хозяйственной деятельности;

б) на одобрение решений общего собрания акционеров по следующим вопросам:

- реорганизация;

- ликвидация;

- увеличение уставного капитала;

- назначение члена совета директоров;

- наложение вето на приобретение контроля не позднее чем через 30 дней после уведомления о таком приобретении.

4. Принятые обществом решения по вопросам, указанным в пунктах а) и б) настоящей статьи, не вступают в силу без одобрения органа государства, уполномоченного осуществлять права по золотой акции.
     


    5. Специальные права, предоставляемые золотой акцией, могут быть реализованы только в целях защиты прав и законных интересов государства, его безопасности или защиты прав и законных интересов граждан. Осуществление государством права золотой акции может быть обжаловано в суд.

Баланс интересов частных инвесторов и государства - акционера общества является одним из важных вопросов в странах СНГ. Как правило, принцип равного отношения к акционерам предполагает, что не имеет значения тот факт, кем является акционер: частным лицом, юридическим лицом или государством. Однако настоящие модельные Положения признают наличие определенных интересов государства в поддержании своего влияния в особых компаниях в интересах общественности посредством осуществления специальных прав. В государствах Содружества, например, золотая акция является полезным инструментом для государства, позволяющим ему сохранять свою долю в уставном капитале общества в стратегически важных компаниях в течение переходного периода. Следовательно, специальные права государства должны быть предусмотрены корпоративным законодательством, а не законодательством о приватизации. Предоставление государству таких прав не редкость и в западных странах. Суд Европейского Союза подтвердил легитимность золотых акций в некоторых исках: хотя в некоторых из этих споров золотые акции были отменены, все же Европейский Суд признал правомерность существования золотой акции при соблюдении определенных требований.

Предложенное правило золотой акции является попыткой найти разумный баланс между (иногда конкурирующими) интересами, отраженными в принципе "одна акция - один голос", и специальными правами государства.

Модельные Положения предлагают ограничить специальные права государства на участие в управлении обществом по золотой акции вопросами, указанными в пункте 3 настоящей статьи модельных Положений, исходя из того, что золотая акция является отклонением от принципа равного отношения ко всем акционерам независимо от того, кем они являются. Более того, такое ограничение позволит инвесторам заранее знать, что может сделать государство, обладая золотой акцией.

Процедура реализации прав на управление по золотой акции обычно регулируется отдельным законодательным актом. В частности, такой закон должен детально регулировать не только процедуру одобрения решений общества по вопросам, указанным в пунктах а) и б), но и процедуру назначения члена совета директоров, предусмотренного пунктом в), а также процедуру и последствия наложения вето на приобретение контроля.