При разработке Программы предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.
Системный подход к разработке Программы предусматривает:
охват всех опасностей, возникающих от чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических акций, а также при ведении боевых действий;
использование всех способов снижения рисков и повышения защиты объектов (организационных, методических, технических и т.п.).
Комплексность при разработке Программы предусматривает:
выбор и реализацию мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и повышению защиты критически важных объектов и населения на основе прогнозирования рисков всех типов чрезвычайных ситуаций, пожаров, последствий террористических акций и результатов применения средств поражения противника по объектам экономики;
обоснование предлагаемых программных мероприятий с социальных, технических, экологических и экономических позиций.
Концентрация на критически значимых направлениях предусматривает:
включение в состав программных мероприятий в первую очередь мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам исключительно федеральных органов исполнительной власти, за исключением мероприятий, относящихся к их повседневной деятельности и финансируемых по смете;
решение проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций применительно только к критически важным объектам, находящимся полностью под управлением федеральных органов исполнительной власти, а также управляемым совместно с другими органами власти и управления, повышение защиты населения от чрезвычайных ситуаций и опасностей, обусловленных террористическими акциями и применением средств поражения по объектам экономики;
развитие систем, технических средств и технологий, признанных "критически значимыми" и наиболее перспективными для решения проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защиты населения и критически важных объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических проявлений и применении средств поражения противника по объектам экономики в условиях вооруженных конфликтов;
повышение готовности органов управления, сил и технических средств по выполнению основных функциональных задач, направленных на решение проблем, поставленных в Программе.
Вариантность при разработке Программы предусматривает возможность разных степеней достижения основных целей Программы при различных путях достижения поставленной цели и объемах финансовых ресурсов.
Предполагается, что каждое программное мероприятие и ожидаемые результаты будут отобраны из имеющихся альтернативных вариантов достижения цели при различных объемах финансирования.
Указанные варианты мероприятий могут отличаться по техническим решениям (использованию альтернативных видов технических средств, применению альтернативных технологий и т.п.), потребностям различных объемов финансовых ресурсов и продолжительности по времени их реализации.
При оценке преимуществ различных вариантов реализации программных мероприятий будут оцениваться:
эффективность применяемых технических средств и технологий, их надежность;
наличие или возможность создания системы технического обслуживания и ремонта;
гарантированность бесперебойных и своевременных поставок техники и запасных частей к ней;
отсутствие негативных сопутствующих воздействий для пострадавшего населения, спасателей и окружающей среды.
Реализация Программы предусматривает использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Объемы финансирования Программы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации оценивались по результатам реализации ряда опытных проектов, которые предшествовали мероприятиям, предполагаемым к реализации в Программе, по проведенной в течение 2004 года работе по подготовке проектов для включения в Программу и согласованию их с предполагаемыми государственными заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом экспертных заключений о состоянии системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений и системы предупреждения о цунами.
В рамках создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей организованы работы по проектированию системы и ее основных элементов, подготовлен рабочий проект федерального информационного центра, а также введена в эксплуатацию опытная зона с участками в гг. Москве и Санкт-Петербурге.
В рамках Программы предусматривается осуществлять мониторинг опасных природно-техногенных процессов и прогнозирование чрезвычайных ситуаций с полнотой охвата до 75 процентов опасных процессов и достоверностью не менее 0,75 - 0,84.
По каждому программному мероприятию должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации этих мероприятий. При этом под результатами понимаются:
снижение рисков (предотвращение) возможных чрезвычайных ситуаций;
повышение защиты критически важных объектов и населения от чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических акций и применения средств поражения по объектам экономики.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение здоровья и трудоспособности населения в результате реализации программных мероприятий, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды.