1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
3. Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ТК РФ срок уплаты таможенных пошлин, налогов не связан со сроком подачи таможенной декларации и составляет 15 дней с момента предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, в связи с чем общий срок подачи таможенной декларации, установленный статьей 129 ТК РФ, утрачивает свое значение как предельный срок для уплаты таможенных платежей. В связи с этим, закон не предусматривает деяния, выразившегося в нарушении указанного срока, в качестве противоправного и не устанавливает ответственности за его нарушение.
Противоправным с 01.01.2004 признается нарушение сроков подачи таможенной декларации только в тех случаях, когда это имеет самостоятельное юридическое значение. Речь идет о нарушении установленного таможенным органом срока подачи:
- полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров (статья 138 ТК РФ);
- таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150 ТК РФ);
- таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (статья 314 ТК РФ).
При этом следует обратить внимание на различие формулировок, примененных в частях 1 и 2 статьи 16.12 КоАП РФ. Если часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи таможенной декларации, то часть 2 - за подачу таможенной декларации с нарушением установленных сроков. Неподача таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи, свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку в таком случае лицом фактически не выполняются обязанности по декларированию товаров и уплате таможенных платежей. За подачу таможенной декларации на иные товары после их убытая с таможенной территории РФ лицо также подлежит ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, а не по рассматриваемой статье (пункт 4 статьи 129 ТК РФ).
Ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, недостающих сведений, а также документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, установлена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ. Следует обратить внимание, что несоблюдение установленных сроков подачи необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации квалифицируется по части 1 рассматриваемой статьи.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ за непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенной ревизии у лиц, необходимо учитывать, что объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует непредставление в установленный срок только тех документов, которые запрашиваются в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах. В случае запроса у лица документов в целях подтверждения целевого использования товара (например, справки о постановке на балансовый учет условно выпущенных товаров) либо соблюдения требований и ограничений таможенных режимов, привлечение лица к ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ неправомерно.
Непредставление лицом документов, запрошенных в целях осуществления таможенным органом валютного контроля, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, представляет собой контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в части осуществления валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (подп.19 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Осуществление функции валютного контроля обусловлено статусом таможенного органа как агента валютного контроля.
Необходимо иметь в виду, что не является противоправным с точки зрения части 3 статьи 16.12 КоАП РФ деяние, выразившееся в непредставлении в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость (пункт 4 статьи 323 ТК РФ), поскольку последствием такого непредставления документов и сведений является самостоятельное определение таможенным органом таможенной стоимости товаров (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).
Так же как и по части 1 статьи 16.12 КоАП РФ деяние, предусмотренное частью 3 данной статьи, становится противоправным уже на следующий день после установленного таможенным органом дня.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.12 КоАП РФ, является лицо, на котором лежит обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров (статья 16 ТК РФ), а после начала таможенной процедуры декларирования товаров - декларант (статья 126 ТК РФ). Обязанности совершить таможенные операции для выпуска товаров, в том числе подать таможенную декларацию, представить таможенному органу необходимые документы и сведения прямо закреплены ТК РФ за вышеназванными лицами и их выполнение не зависит от наличия либо отсутствия договора поручения с таможенным брокером (статьи 127, 131 ТК РФ). Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. При этом факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответствии с Кодексом возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 ТК РФ. За неисполнение своих договорных обязательств таможенный брокер отвечает только перед лицом, на котором лежит обязанность совершить операции для выпуска товаров.