Для принятия решения об источниках финансирования и о направлениях использования средств с целью развития физкультуры и спорта в стране следует рассмотреть различные варианты решения проблемы для выбора из них наиболее оптимального. При определении приоритетов возможно рассмотрение различных вариантов, которые могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть использованы различные комбинации финансового обеспечения Программы в части федеральных, региональных и внебюджетных источников.
В целом анализ текущей ситуации в данной области и поставленных задач показывает, что в качестве критериев разработки различных сценариев развития целесообразно использовать:
возможные источники финансирования;
возможные объемы финансирования;
потребность в финансировании различных программ и направлений развития физической культуры и спорта;
приоритетность развития инфраструктуры и организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
приоритетность вовлечения в массовый спорт малообеспеченных категорий граждан.
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально и эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования. В этой связи предлагается осуществить планирование динамики доходов, расходов и сделать прогноз таких производных показателей, по которым будет определяться достижение целей Программы, как количество людей, активно занимающихся спортом, процент малообеспеченных категорий граждан, активно занимающихся спортом, и количество медалей в общем командном зачете на Олимпийских играх.
Учитывая указанные параметры, целесообразно рассмотреть следующий вариант реализации Программы. При определении направлений финансирования приоритетными считаются:
развитие спорта в образовательных учреждениях (развитие материально-технической базы и инфраструктуры, улучшение стандартов спортивных сооружений для смещения акцентов с монотонных и однообразных упражнений на игровые виды спорта);
развитие спорта по месту жительства (строительство спортивных центров, сертификация и учет всех видов физкультурно-спортивных организаций, центров и т. п.);
организация пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
развитие спорта высших достижений, в том числе создание и модернизация инфраструктуры, разработка и создание системы антидопингового контроля.
По этому сценарию развития мероприятия Программы реализуются в полном объеме. Финансирование Программы (в ценах 2006 года) за счет средств федерального бюджета составляет в среднем около 3 млрд. рублей в год (без учета отчислений от Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36").
Предполагается, что в результате реализации Программы показатель активных занятий физкультурой всеми категориями населения достигнет 30 процентов в 2015 году.
Таким образом, для того чтобы сократить значительное отставание Российской Федерации от других развитых стран по показателю привлечения населения к активным занятиям спортом, целесообразно реализовывать Программу по предложенному варианту.