Действующий

Рекомендации для международных наблюдателей содружества независимых государств по наблюдению за выборами и референдумами

Раздел 5

     
Предварительное обобщение и итоговое заключение о результатах
международного наблюдения за выборами (референдумами)

5.1. Предварительное обобщение результатов международного наблюдения за выборами (референдумами)

Международные наблюдатели на основе проведенного наблюдения должны прийти к общему заключению о том, насколько состоявшиеся выборы (референдум) соответствовали национальному законодательству и международным обязательствам государства.

Оценки должны фокусироваться на выводах, основанных на фактах, и подчеркивать повторяющиеся тенденции, замеченные в ходе выборов (референдума). Следует избегать выводов, основанных на единичных или разрозненных впечатлениях и фактах.

Предварительное заявление международных наблюдателей должно быть по возможности кратким и отражать наиболее существенные моменты предвыборного периода. Оно должно основываться на фактах и содержать выводы о том, как соблюдались национальное избирательное законодательство и международные обязательства государства по проведению демократических выборов или референдума.

Важно отмстить, что оценку, данную в предварительном заявлении, могут существенно дополнить или даже изменить (частично или полностью) дополнительные факты и сведения, и она может не совпадать с той, которая потом будет отражена в итоговом заключении. Следует иметь в виду, что, хотя отдельные недочеты являются серьезными нарушениями и должны быть отмечены, только случаи повторяющихся и массовых нарушений могут создавать серьезную угрозу процессу демократических выборов.

В случае наблюдения за выборами группой (делегацией, миссией) международных наблюдателей предварительное заявление делается от имени всей группы международных наблюдателей и должно содержать, как правило, следующую информацию:

- каков количественный и персональный состав группы и кто является ее официальным руководителем;

какова была общая продолжительность наблюдения в период данной избирательной кампании и на каких этапах избирательного процесса;

- какие мероприятия были проведены международными наблюдателями до дня голосования, в том числе до дня досрочного голосования;

- какие мероприятия были проведены в день голосования (на каких избирательных участках и в каких вышестоящих избирательных комиссиях побывали члены группы);

- какие положительные примеры организации голосования и конкретные недостатки и нарушения были зафиксированы, каковы основные причины их совершения и меры по устранению;

- каково общее впечатление от наблюдения и первоначальные оценки и рекомендации.

5.2. Итоговое заключение о международном наблюдении за выборами (референдумами)*

________________

* Структурно аналогичное заключение делается и по результатам международного наблюдения за референдумом, соответствующего основным этапам и процедурам подготовки и проведения референдума.


Итоговое заключение должно содержать подробную информацию, полученную в ходе наблюдения за выборами, и основываться на фактах и проверенных данных.

Цель итогового заключения - дать общее окончательное заключение об избирательном процессе, руководствуясь двумя критериями: национальное законодательство, регулирующее избирательный процесс, и практика его применения в ходе выборов; соблюдение государством своих международных обязательств по проведению демократических выборов, обеспечению избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса. Международные наблюдатели должны отмечать случаи, когда закон формально не нарушен, но дух международного обязательства государства не был соблюден. Поэтому при оценке выборов необходимо учитывать, насколько серьезно замеченные нарушения повлияли на фактическое волеизъявление избирателей и на общий результат выборов: плохая организация не всегда является признаком манипулирования.

Итоговое заключение должно быть лаконичным, но в то же время полным и содержать вывод, насколько состоявшиеся выборы соответствуют требованиям национального законодательства и международным избирательным стандартам. Член делегации международных наблюдателей, не согласный с подготовленным итоговым заключением, вправе в письменной форме высказать свое особое мнение, которое должно быть рассмотрено всей группой международных наблюдателей.

Кроме того, в итоговом заключении может оцениваться эффективность:

- оказания предусмотренной законодательством помощи в профессиональной подготовке организаторов выборов, иных участников избирательного процесса;

- юридического контроля за соответствием законодательству избирательных действий кандидата, политических партий (коалиции), их уполномоченных представителей и доверенных лиц;

- системы предотвращения возможных фальсификаций в ходе выборов;

- разрешения избирательных споров избирательными органами, судами и (или) иными уполномоченными на то законом органами, должностными лицами.

Итоговое заключение может содержать рекомендации по совершенствованию национального избирательного законодательства, процесса организации выборов, предложения и рекомендации по организации международного наблюдения, взаимодействию с другими международными наблюдателями (например, от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Европейского Парламента, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Ассоциации организаторов выборов  стран Центральной и Восточной Европы) в деле дальнейшего развития и совершенствования принципов и норм международного права, направленных на создание эффективной международной правовой основы (стандартов) проведения демократических выборов, обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса, осуществления унифицированного подхода к организации и проведению международного наблюдения за выборами.

Итоговое заключение должно содержать следующие основные разделы:

1. Введение:

- общие сведения о выборах;