Недействующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

III. Характеристика и прогноз сложившейся ситуации в
рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:

угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;

снижение престижа России в мировом сообществе;

ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;

ослабление национальной самоидентификации россиян;

снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.

После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2-3 млн. русскоязычных этнических групп (украинцы, белорусы, татары, армяне, евреи, немцы, молдаване и др.). С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.

К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Достаточно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.

В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В странах Балтии русский язык является иностранным - в Латвийской Республике с 1999 года, в Литовской Республике и Эстонской Республике - с 1995 года.

Непоследовательность реализации политики государства в области русского языка как мирового языка снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.

Сужение сферы употребления русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ.

Снижение уровня владения русским языком приводит к утрате интереса к русской культуре в стране и мире.

Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников, проживающих за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее жизненные интересы.

В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации Программы.

Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.

Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.