32. Ведущая роль в школе принадлежит учителю. Он выполняет почетную и ответственную государственную задачу обучения и коммунистического воспитания молодого поколения.
33. Учитель участвует в обсуждении на педагогических советах, совещаниях, конференциях и учительских съездах всех вопросов, связанных с организацией и содержанием учебно-воспитательной работы, вносит предложения руководству школы и органам народного образования, лично участвует при подведении итогов проверки его работы руководителями школы и представителями органов народного образования.
34. За особые заслуги в деле обучения и воспитания детей учителя представляются к награждению почетными грамотами, значком "Отличник народного просвещения" и другими знаками, к званию заслуженного учителя республики, а также к награждению орденами и медалями Советского Союза.
35. Основными обязанностями учителя являются:
вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование коммунистического мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей школьников;
воспитание учащихся в духе коммунистической морали;
забота об охране здоровья учащихся, изучение их индивидуальных особенностей, условий жизни, поддержание связи с родителями или лицами, их заменяющими, и общественностью, пропаганда педагогических знаний;
систематическое повышение своего идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации.
Учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание.
Учитель призван показывать пример в труде, быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития.
36. Контроль за педагогической работой учителя осуществляют директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, руководящие работники и инспектора органов народного образования.
Не допускается отвлечение учителей от их прямых обязанностей и использование их учебного времени, предусмотренного учебным планом и расписанием уроков, для других целей.
37. Из числа учителей школы директор назначает классных руководителей.
Классный руководитель:
ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями, с пионерским отрядом и комсомольской группой воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса;
добивается единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи, поддерживает постоянную связь с родителями, с руководителями групп продленного дня, с советами содействия семье и школе на предприятиях и в организациях;
организует в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся;
ведет установленную документацию по классу, представляет руководству школы сведения об успеваемости посещаемости и поведении учащихся, следит за состоянием их дневников;
проводит мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся, организует их общественно полезный труд.
38. На учителей в дополнение к основной работе приказом директора школы может быть возложено заведование учебными кабинетами, мастерскими, учебно-опытными участками.
39. Воспитательную работу с учащимися в группах (классах) продленного дня, в школах-интернатах, в специальных школах и интернатах при школах ведут воспитатели.
Воспитатель:
прививает воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
регулирует режим дня воспитанников, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении и в разумной организации досуга;
осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;
поддерживает постоянную связь с учителями, классными руководителями, комсомольской группой, пионерским вожатым, медицинским персоналом, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.
40. Учителя и воспитатели должны иметь соответствующее специальное образование. Их назначение на работу в школу и освобождение от этой работы производятся в порядке, установленном законодательством союзной республики.
Освобождение учителей и воспитателей в связи с сокращением объема работы может производиться только по окончании учебного года.