7. Учебно-воспитательная работа в средних общеобразовательных школах проводится в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами и программами.
8. В средней общеобразовательной школе устанавливается следующее максимальное количество обязательных учебных часов в неделю: для I-IV классов - 24 часа, для V-VIII классов - 30 часов и для IX-Х(ХI) классов - 32 часа. В национальных школах РСФСР и в школах других союзных республик с десятилетним сроком обучения допускается увеличение учебной нагрузки против указанных выше норм до двух-трех часов в неделю в каждом классе.
Для углубления общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся по их выбору в школах проводятся в установленном порядке (начиная с VII класса) факультативные занятия.
9. Учебный год в школах начинается 1 сентября и оканчивается, включая проведение экзаменов и практики, в I-VII классах - 30 мая, в VIII классе - 10 июня, в IX-Х(ХI) классах - 25 июня. По решению министерства просвещения (народного образования) союзной республики в школах с десятилетним сроком обучения, где преподавание ведется не на русском языке, учебный год может быть продлен, но не более чем на неделю.
Учебный год делится на учебные четверти: первая - с 1 сентября по 4 ноября, вторая - с 10 ноября по 29 декабря, третья - с 11 января по 23 марта, четвертая - с 1 апреля до конца учебного года.
Для учащихся устанавливаются каникулы: осенние - с 5 по 9 ноября, зимние - с 30 декабря по 10 января, весенние - с 24 по 31 марта, летние - со дня окончания учебного года по 31 августа.
В сельских школах весенние каникулы в зависимости от местных условий по решению исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся могут быть перенесены на другие сроки.
10. Количество учащихся в классах общеобразовательных школ не должно превышать: в I-VIII классах - 40 человек, в IX-Х(XI) классах - 35 человек. В установленном порядке допускается деление классов на подгруппы.
Количество учащихся в группах продленного дня и в классах школ-интернатов, вечерних (сменных), заочных, санаторно-лесных школ и школ для обучения детей с физическими и умственными недостатками определяется в установленном порядке.
11. Обучение и воспитание учащихся проводятся в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок.
В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды самостоятельной работы учащихся, лабораторно-практические и семинарские занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно-опытном участке и в ученической производственной бригаде, производственная практика на предприятиях и в организациях.
12. Продолжительность урока в средней школе - 45 минут; продолжительность перемен между уроками - 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 30 минут; вместо одной большой перемены допускаются после второго и третьего уроков перемены по 20 минут каждая.
Количество и последовательность уроков определяются расписанием учебных занятий.
Домашние задания даются учащимся с учетом возможности выполнения их в пределах:
в I классе | - до 1 часа; | |
во II классе | - до 1,5 часа; | |
в III и IV классах | - до 2 часов; | |
в V и VI классах | - до 2,5 часа; | |
в VII классе | - до 3 часов; | |
в VIII-Х(XI) классах | - до 4 часов. |
13. Знания учащихся оцениваются баллами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (посредственно), 2 (плохо), 1 (очень плохо). По отдельным дисциплинам (пение, физкультура) успеваемость учащихся может оцениваться "зачтено" или "не зачтено".
14. В VIII и Х(XI) классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В IV, V, VI, VII, IX(X) классах по решению министерства просвещения (народного образования) союзной республики могут устанавливаться переводные экзамены.
Порядок проведения выпускных и переводных экзаменов для учащихся устанавливается министерством просвещения (народного образования) союзной республики.
В исключительных случаях отдельные учащиеся из-за болезни могут освобождаться от переводных и выпускных экзаменов в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.
15. Учащиеся, имеющие по всем предметам годовые оценки 5 (или "зачтено" по отдельным дисциплинам в соответствии с пунктом 13 настоящего Устава), примерное поведение и активно участвующие в общественной жизни школы, награждаются похвальными листами. Форма и описание Похвального листа утверждаются Министерством просвещения СССР.
Учащиеся, имеющие годовые неудовлетворительные оценки не более чем по двум предметам, получают задания на лето. Вопрос о переводе их в следующий класс решается педагогическим советом школы в зависимости от выполнения этих заданий.
Учащиеся, получившие годовые неудовлетворительные оценки по трем и более предметам, оставляются на повторный курс обучения в том же классе.
Учащиеся, проучившиеся в одном и том же классе два года и не переведенные в следующий класс, решением педагогического совета по согласованию с районным (городским) отделом народного образования могут быть отчислены из школы. Вопрос об их определении в другие учебные заведения или трудоустройстве решается районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних по представлению соответствующего отдела народного образования.
16. Поведение учащихся оценивается учителями I-III(IV) классов и классными руководителями IV-Х(XI) классов: "примерное", "удовлетворительное" и "неудовлетворительное".
При оценке поведения учащихся IV-Х(XI) классов учитывается мнение учителей, преподающих в данных классах, и общественных организаций школы.
Годовые неудовлетворительные оценки по поведению учащихся выставляются только после решения педагогического совета школы.