Генеральная Ассамблея,
вновь подтверждая, что борьба с незаконными наркотиками должна вестись в соответствии с положениями международных договоров о контроле над наркотиками, на основе принципа совместной ответственности, и требует комплексного и сбалансированного подхода в полном соответствии с целями и принципами, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций и других международно-правовых документах, в частности полного уважения суверенитета и территориальной целостности, принципа невмешательства во внутренние дела государств и всех прав человека и основных свобод,
признавая, что эффективные стратегии борьбы, с распространением незаконных наркотикосодержащих культур могут включать целый ряд подходов, в том числе альтернативное развитие, правоохранительные меры и искоренение незаконных культур,
определяя альтернативное развитие как процесс, направленный на предупреждение и ликвидацию незаконного культивирования растений, содержащих наркотические и психотропные вещества, с помощью специально разработанных мер по развитию сельских районов в контексте устойчивого национального экономического роста и усилий по обеспечению устойчивого развития в странах, ведущих борьбу с наркотиками, при признании особых социально-культурных характеристик целевых общин и групп, в рамках всеобъемлющего и долговременного решения проблемы незаконных наркотиков,
признавая, что проблема незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ нередко связана с проблемами развития и что эти связи требуют, в контексте совместной ответственности, тесного сотрудничества государств с компетентными органами системы Организации Объединенных Наций, в частности с Международной программой Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами, региональными организациями и международными финансовыми учреждениями,
сознавая, что для достижения максимальной эффективности в борьбе со злоупотреблением наркотиками необходимо придерживаться сбалансированного подхода, выделяя соответствующие ресурсы на инициативы, включающие меры по сокращению как незаконного спроса, так и незаконного предложения,
поддерживает изложенные ниже цели стратегий, программ и международного сотрудничества, с тем чтобы обеспечить эффективность общих усилий по сокращению незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ и содействовать устойчивому развитию общества.
Проблема
1. Несмотря на принятие международных конвенций, содействующих запрещению незаконных посевов наркотикосодержащих культур, острота проблемы незаконного культивирования опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис продолжает вызывать серьезное беспокойство. Как показывает опыт, сократить и ликвидировать культивирование и производство незаконных наркотиков с помощью какой-либо одной меры невозможно. Сбалансированные подходы представляют собой наиболее вероятный путь, позволяющий выработать более эффективные стратегии и получить успешные результаты.
Меры
2. Государствам следует решительно осуждать незаконное культивирование опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис, а также других незаконных наркотикосодержащих культур и настоятельно призывать лидеров общин выступать с аналогичным осуждением.
3. Государствам следует обеспечивать выполнение и соблюдение конкретных обязательств, вытекающих из Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, в отношении культивирования незаконных наркотикосодержащих культур. В частности, сюда относятся пункты 2 и 3 статьи 14 Конвенции 1988 года, в соответствии с которыми Стороны обязаны принимать надлежащие меры для предотвращения незаконного культивирования растений, содержащих наркотические и психотропные вещества, и сотрудничать в целях повышения эффективности усилий по искоренению незаконного культивирования, в том числе оказывать помощь альтернативному развитию.
4. Государствам, в которых осуществляется незаконное культивирование наркотикосодержащих растений, следует разработать национальные стратегии сокращения и ликвидации незаконных посевов, включая постановку конкретных, поддающихся оценке целей и задач с учетом существующих генеральных планов по контролю над наркотиками. Национальные стратегии сокращения и ликвидации посевов наркотикосодержащих культур должны предусматривать осуществление таких всеобъемлющих мер, как программы альтернативного развития, правоохранительная деятельность и искоренение незаконного культивирования.
5. Государствам следует принимать надлежащие меры в целях разработки и осуществления национальных планов альтернативного развития, создания соответствующих учреждений, также надлежащей правовой, экономической и социальной основы.
6. Программы и проекты альтернативного развития должны быть согласованы с национальной политикой в области контроля над наркотиками и национальной политикой и стратегиями в области альтернативного развития в затронутых проблемой наркотиков сельских общинах.
7. В тех случаях, когда это касается низкодоходного крестьянского производства, альтернативное развитие является более устойчивой и более приемлемой в социально-экономическом отношении мерой, чем насильственное искоренение.
Проблема
8. Альтернативное развитие является важным компонентом в деле разработки и распространения законных? действенных и устойчивых экономических альтернатив незаконному культивированию наркотикосодержащих растений и одним из ключевых компонентов политики и программ сокращения незаконного производства наркотиков, принятых в качестве всеобъемлющей основы глобальной стратегии Организации Объединенных Наций. Основная ответственность за разработку и осуществление мероприятий в области альтернативного развития ложится на государство, где незаконно культивируются наркотикосодержащие растения. Вместе с тем государства, в которых существует проблема незаконных посевов наркотикосодержащих растений, нуждаются в постоянном финансировании на основе совместной ответственности для поддержания национальных усилий по ликвидации наркотикосодержащих растений. В настоящее время на национальном и международном уровнях ощущается нехватка средств, необходимых для альтернативного развития.
Меры
9. Успех программ альтернативного развития зависит от принятия как правительствами стран, сталкивающихся с этой проблемой, так и международным сообществом долгосрочных политических и финансовых обязательств по оказанию поддержки комплексному развитию сельских районов при участии местных общин, эффективному осуществлению мер по контролю над наркотиками и повышению уровня информированности местного населения о негативных последствиях злоупотребления наркотиками.
10. Международному сообществу и соответствующим организациям системы Организации Объединенных Наций, в частности Международной программе Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами, следует оказывать государствам помощь в борьбе с незаконным производством наркотиков путем предоставления надлежащей финансовой и технической поддержки альтернативному развитию в целях сокращения и ликвидации незаконных посевов наркотикосодержащих культур. Такая помощь должна предоставляться в контексте национальных стратегий контроля, осуществляемых в государствах, получающих помощь. Такая помощь должна быть увязана с национальными обязательствами и твердой политической волей государств, сталкивающихся с проблемой незаконного культивирования, выполнить положения, содержащиеся в статье 14 Конвенции 1988 года.
11. Учреждениям системы Организации Объединенных Наций и соответствующим финансовым институтам следует налаживать сотрудничество в рамках своей компетенции с целью оказания поддержки развитию сельских районов и населению, затронутых проблемой незаконного культивирования наркотикосодержащих растений.
12. Следует поощрять международные финансовые институты и региональные банки развития к тому, чтобы они оказывали финансовую помощь программам альтернативного развития.
13. Международной программе Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами следует и далее выполнять роль катализатора в отношении международных финансовых институтов, неправительственных организаций, соответствующих организаций системы Организации Объединенных Наций и частного сектора и оказывать заинтересованным правительствам помощь в установлении связей с такими учреждениями в целях обеспечения финансирования и поддержки их программ и проектов альтернативного развития.
14. Государствам настоятельно рекомендуется договориться о двусторонних механизмах сотрудничества с целью разработки и осуществления проектов по искоренению незаконного культивирования и альтернативному развитию в своих приграничных районах.
15. Международному сообществу следует попытаться расширить доступ на национальные и международные рынки для товаров, получаемых в результате альтернативного развития, с целью решения проблем, касающихся цен и сбыта, которые возникают вследствие замещения культур, возделываемых в незаконных целях, продукцией, предназначенной для использования в законных коммерческих целях.
16. Программы альтернативного развития следует разрабатывать для тех районов, которые обладают необходимым потенциалом для обеспечения надлежащего контроля над наркотиками и развития.
Проблема
17. Альтернативное развитие является важной составной частью сбалансированной комплексной стратегии обеспечения контроля над наркотиками и призвано создавать благоприятные условия для реализации такой стратегии. Оно призвано содействовать обеспечению возможностей законного и устойчивого социально-экономического развития тех общин и групп населения, для которых незаконное культивирование является единственным надежным способом получения средств к существованию, способствуя на комплексной основе искоренению нищеты. Однако в целях укрепления проходящих процессов и осуществления новых и нетрадиционных программ альтернативного развития необходимо принять дополнительные меры по совершенствованию совместных усилий и методов планирования и осуществления деятельности.
Меры
18. Программы альтернативного развития и международное сотрудничество в этой области должны:
a) соответствовать конкретным правовым, социальным, экономическим, экологическим и культурным условиям того района, в котором предполагается реализация проектов;
b) содействовать созданию устойчивых социально-экономических возможностей путем комплексного развития сельских районов, включая развитие инфраструктуры, что будет способствовать улучшению условий жизни общин и групп населения, затронутых практикой незаконного культивирования;
c) способствовать укреплению демократических ценностей в целях стимулирования участия общин и содействовать повышению социальной ответственности за формирование в обществе непримиримого отношения к практике незаконного культивирования наркотикосодержащих растений;
d) включать соответствующие меры по сокращению спроса, если в соответствующих общинах существует проблема злоупотребления наркотиками;
e) включать гендерный фактор, обеспечивая разные возможности для участия мужчин и женщин в процессе развития, в том числе в его разработке и осуществлении;
f) соблюдать критерии экологической устойчивости и учитывать задачи, сформулированные в Повестке дня на XXI век. Программы и проекты альтернативного развития являются эффективным средством предупреждения любого распространения или перемещения незаконного культивирования в экологически уязвимые районы.
19. Для того чтобы обеспечить устойчивость альтернативного развития в процессе выявления, подготовки, осуществления, мониторинга и оценки мероприятий в области альтернативного развития, следует применять коллективный подход, основанный на диалоге и убеждении населения и предусматривающий участие общины в целом, а также соответствующих неправительственных организаций. Местным общинам и государственным органам власти следует разрабатывать совместно согласованные цели и задачи и принимать на себя обязательства сокращать незаконные посевы до полной их ликвидации, заключая соответствующие соглашения с опорой на деятельность общин.
20. Создание организационных структур на региональном и местном уровнях следует рассматривать в качестве фактора, который будет способствовать расширению круга участников в деятельности, поощряемой альтернативным развитием.
21. Государствам следует разработать программы альтернативного развития, принимая во внимание региональные условия. Во избежание перемещения незаконного культивирования из одного района, региона или государства в другой район, регион или государство следует налаживать сотрудничество на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях.
Проблема
22. Государства-члены нередко предпринимают героические усилия для ликвидации незаконного культивирования опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис. Тем не менее потенциальные возможности таких усилий не реализованы в полной мере из-за нехватки информации и недостаточного сотрудничества на политическом и оперативном уровнях. Кроме того, в последние годы незаконное культивирование и производство наркотикосодержащих растений появились в других странах, распространившись на все географические регионы. Такая тенденция включает культивирование и производство в закрытых помещениях с использованием новых методов и технологий.
Меры
23. Правительствам в районах производства следует разработать механизмы эффективного и точного мониторинга и проверки, используя наиболее эффективные, экономичные и доступные из имеющихся методов сбора данных.
24. Правительствам следует создать системы контроля и оценок, позволяющие определять качественные и количественные показатели эффективности программ в области альтернативного развития. Важнейшим критерием оценки программ альтернативного развития является устойчивость процесса сокращения масштабов культивирования незаконных культур.
25. Правительствам следует обмениваться информацией об оценках масштабов незаконных посевов наркотикосодержащих культур с Программой Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками и на взаимной основе с другими правительствами в целях расширения сотрудничества, направленного на ликвидацию такого культивирования. Оценки должны включать также информацию о причинах и последствиях производства наркотиков, в том числе в увязке с другими проблемами в области развития.
26. Государствам, в которых незаконное культивирование и производство наркотикосодержащих растений появились в последние годы, следует подготовить оценку масштабов этих проблем и соответственно обменяться этой информацией. Этим государствам следует учитывать эти факторы при разработке и осуществлении их национальных планов, направленных на решение проблемы незаконного культивирования и производства.
Проблема
27. Даже если проекты в области альтернативного развития оказываются успешными, некоторые из тех, кто занимается выращиванием и переработкой наркотикосодержащих растений, вряд ли добровольно откажутся от этого занятия только потому, что уже существуют другие возможности; они должны осознать, что продолжение незаконного культивирования наркотикосодержащих растений сопряжено с определенным риском.
Меры
28. Государствам-членам, которые сталкиваются с проблемами незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, следует по мере необходимости подкреплять программы в области альтернативного развития правоохранительными мерами:
a) правоохранительные меры являются необходимым дополнением к программам альтернативного развития в борьбе с другими видами противозаконной деятельности, такими как деятельность подпольных лабораторий по изготовлению наркотиков, утечка прекурсоров, незаконный оборот, отмывание денег и связанные с ними формы организованной преступности, как в районах осуществления программ альтернативного развития, так и в других районах, образующих цепочку незаконного оборота;
b) комплексные программы правоохранительных мер могут повлиять на степень рентабельности незаконного культивирования наркотикосодержащих растений и тем самым повысить конкурентоспособность и привлекательность альтернативных источников законных доходов.
29. В тех случаях, когда в незаконном культивировании и производстве наркотиков участвуют организованные преступные группировки, особенно целесообразно применять такие меры, как искоренение и уничтожение незаконных наркотикосодержащих культур и проведение арестов, в соответствии с тем, как этого требуют Конвенция 1961 года и Конвенция 1988 года.
30. В тех районах, где уже существуют надежные альтернативные источники доходов, необходимо принимать правоохранительные меры для борьбы с сохраняющейся практикой незаконного культивирования наркотикосодержащих растений.
31. В тех районах, где программы альтернативного развития еще не привели к созданию надежных альтернативных возможностей для получения дохода, применение мер принудительного искоренения может поставить под угрозу успешное осуществление программ альтернативного развития.
32. В рамках усилий по искоренению следует использовать имеющиеся результаты научных исследований и обеспечивать применение экологически безопасных методов.
Текст документа сверен по:
"Правовые основы деятельности
органов госнаркоконтроля".
Сборник документов,
М., 2004 год