А. Оценка проблемы
9. Программы сокращения спроса должны основываться на регулярной оценке характера и масштабов потребления наркотиков и злоупотребления ими, а также связанных с наркотиками, проблем среди населения. Это необходимо для выявления любых возникающих тенденций. Оценки должны проводиться государствами на комплексной, систематической и регулярной основе и опираться на результаты соответствующих исследований с учетом географических соображений, при использовании аналогичных определений, показателей и процедур для оценки положения, связанного с наркотиками. Стратегии сокращения спроса должны строиться на данных научных исследований, а также выводах, сделанных в результате проведенных ранее программ. В этих стратегиях должны учитываться научные достижения в данной области согласно существующим договорным обязательствам, при соблюдении национальных законодательств и Всеобъемлющего междисциплинарного плана будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами.
В. Меры по решению проблемы
10. Программы сокращения спроса должны охватывать все сферы профилактической деятельности, от предотвращения начального потребления наркотиков до уменьшения негативных последствий для здоровья и социальных последствий злоупотребления наркотиками. Они должны предусматривать меры по информированию, воспитанию, просвещению населения, раннему вмешательству, консультированию, лечению, реабилитации, предупреждению рецидивов, последующему наблюдению и социальной реинтеграции. Нуждающимся должны быть предоставлены возможности своевременного получения помощи и доступа к соответствующим службам.
С. Налаживание партнерских отношений
11. Партнерский подход, предусматривающий участие всей общины, имеет решающее значение для точной оценки проблемы, выявления эффективных методов ее решения, а также для разработки и осуществления соответствующей политики и программ. Поэтому принципиально важным является взаимодействие между правительствами, неправительственными организациями, родительскими, преподавательскими, молодежными и общинными организациями, организациями медицинских работников, организациями работодателей, организациями трудящихся и частным сектором. Такое взаимодействие способствует повышению осведомленности населения и расширению возможностей общин бороться с отрицательными последствиями злоупотребления наркотиками. Огромное значение для обеспечения устойчивости стратегий сокращения спроса имеют ответственность и осведомленность населения и мобилизация общин.
12. Усилия по сокращению спроса должны быть составной частью более общих программных мер в области социального обеспечения и охраны здоровья и программ профилактического просвещения. Необходимо создать и поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни становится привлекательным и доступным. Усилия по сокращению спроса на наркотики должны быть составным элементом более широкого подхода в области социальной политики, который способствует налаживанию взаимодействия между различными секторами. Такие усилия должны носить комплексный, многосторонний и согласованный характер и должны быть составной частью социальной и государственной политики, которая оказывает воздействие на состояние здоровья и социально-экономическое благосостояние людей в целом.
D. Сосредоточение внимания на особых потребностях
13. Программы сокращения спроса должны разрабатываться с учетом потребностей населения в целом, а также конкретных групп населения и с уделением особого внимания молодежи. Такие программы должны быть эффективными, адекватными и доступными для групп повышенного риска с учетом тендерных и культурных различий, а также различий в уровне образования.
14. В целях содействия социальной реинтеграции правонарушителей, злоупотребляющих наркотиками, в тех случаях, когда это уместно и согласуется с национальными законами и политикой государств-членов, правительствам следует рассмотреть вопрос о том, чтобы в качестве альтернативы осуждению или наказанию или в дополнение к наказанию применять в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками, меры, направленные на лечение, воспитание, последующее наблюдение, реабилитацию и социальную реинтеграцию. В тех случаях, когда это уместно, государствам-членам следует создать в рамках системы уголовного правосудия потенциал оказания помощи лицам, злоупотребляющим наркотиками, в области просвещения, лечения и реабилитации. С учетом всего этого необходимо налаживать и поощрять тесное сотрудничество между системами уголовного правосудия, здравоохранения и социального обеспечения.
Е. Четкая информационная направленность
15. Информация, используемая в рамках просветительных и профилактических программ, должна быть ясной, научно обоснованной и надежной, приемлемой в культурном отношении, своевременной и, по возможности, апробированной на соответствующей целевой группе населения. Следует прилагать все усилия для обеспечения надежности, избежания сенсационности, укрепления доверия и повышения эффективности. Государствам, в сотрудничестве со средствами массовой информации, следует стремиться повышать уровень осведомленности населения об опасностях, связанных с потреблением наркотиков, и распространять информацию профилактического характера в противовес пропаганде потребления наркотиков среди широких масс населения.
F. Опора на опыт
16. Государствам следует уделять соответствующее внимание подготовке лиц, ответственных за разработку политики и планирование программ, а также специалистов-практиков по всем аспектам разработки, осуществления и оценки стратегий и программ сокращения спроса. Эти стратегии и программы должны иметь регулярный характер и должны быть направлены на удовлетворение потребностей их участников.
17. Стратегии и конкретные мероприятия по сокращению спроса должны проходить тщательную оценку в целях определения и повышения их эффективности. Такие оценки должны соответствовать особенностям конкретной культуры и характеру соответствующей программы. Результаты этих оценок должны предоставляться всем заинтересованным сторонам.
Текст документа сверен по:
"Правовые основы деятельности
органов госнаркоконтроля".
Сборник документов,
М., 2004 год