Действующий

Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах

Глава 3. Риск потери деловой репутации

3.1. Возникновение риска потери деловой репутации может быть обусловлено следующими внутренними и внешними факторами.

3.1.1. Несоблюдение кредитной организацией (аффилированными лицами кредитной организации, дочерними и зависимыми организациями, реальными владельцами кредитной организации) законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов кредитной организации, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики, неисполнение договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами, отсутствие во внутренних документах механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов, учредителей (участников), органов управления и (или) служащих, а также минимизировать негативные последствия конфликта интересов, в том числе предотвращение предъявления жалоб, судебных исков со стороны клиентов и контрагентов и (или) применение мер воздействия со стороны органов регулирования и надзора.

3.1.2. Неспособность кредитной организации, ее аффилированных лиц, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и(или) служащими кредитной организации.

3.1.3. Недостатки в управлении банковскими рисками кредитной организации, приводящие к возможности нанесения ущерба деловой репутации. Осуществление кредитной организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, высокий уровень операционного риска, недостатки в организации системы внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.1.4. Недостатки кадровой политики при подборе и расстановке кадров, несоблюдение принципа "Знай своего служащего" (приложение 2).

3.1.5. Возникновение у кредитной организации конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами.

3.1.6. Опубликование негативной информации о кредитной организации или ее служащих, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.

3.2. Управление риском потери деловой репутации необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации перед клиентами и контрагентами, учредителями (участниками), участниками финансового рынка, органами государственной власти и местного самоуправления, банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями, участником которых является кредитная организация. Для выявления и оценки факторов возникновения риска потери деловой репутации, эффективной оценки самого риска, а также изучения степени подверженности кредитной организации воздействию указанного риска могут использоваться различные критерии, предусмотренные внутренними документами кредитной организации.

3.2.1. Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить основные принципы управления риском потери деловой репутации с учетом отечественной и международной банковской практики, предусматривающие в том числе:

цели и задачи управления риском потери деловой репутации с учетом особенностей деятельности кредитной организации, ее специализации;

порядок выявления, оценки и определения приемлемого уровня риска потери деловой репутации, мониторинга риска потери деловой репутации;

принятие мер по поддержанию риска потери деловой репутации на приемлемом уровне, в том числе контроль и(или) минимизация риска;

порядок представления информации совету директоров (наблюдательному совету), исполнительным органам, подразделениям и служащим кредитной организации по вопросам управления риском потери деловой репутации;

распределение полномочий и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими в отношении реализации основных принципов управления риском потери деловой репутации;

осуществление контроля за эффективностью управления риском потери деловой репутации.

3.2.2. В целях выявления риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять:

внутренние и внешние факторы риска потери деловой репутации и порядок их выявления;

порядок проведения анализа причин возникновения риска потери деловой репутации;

изучение влияния факторов риска потери деловой репутации на деятельность и финансовое состояние кредитной организации;

программу идентификации и изучения клиентов, в первую очередь клиентов, с которыми кредитная организация осуществляет банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска, программу установления и идентификации выгодоприобретателей, соблюдение принципа "Знай своего клиента".

3.2.3. В целях оценки риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:

показатели оценки уровня риска потери деловой репутации с учетом факторов его возникновения;

порядок оценки уровня риска потери деловой репутации, в том числе на консолидированной основе;

анализ влияния деловой репутации аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций на уровень риска потери деловой репутации кредитной организации;

анализ влияния благотворительной и общественной деятельности кредитной организации на ее деловую репутацию;

анализ влияния рекламно-информационной политики кредитной организации на деловую репутацию.

При оценке уровня риска потери деловой репутации кредитные организации могут ориентироваться на следующие показатели:

изменение финансового состояния кредитной организации (например, изменение структуры активов кредитной организации, их обесценение в целом или в части отдельных групп, изменение структуры собственных средств (капитала) кредитной организации);